160 лет тому назад, в ноябре 1858 года в журнале "Русский вестник" было опубликовано письмо русских деятелей культуры, которые протестовали против цикла антисемитских публикаций другого издания - журнала "Иллюстрация".
Среди подписантов этого документа можно было увидеть прославленные имена - Иван Тургенев, Николай Чернышевский и другие. Авторы документа оставляли его открытым и призывали присоединиться других деятелей русской культуры.
Уже в следующем номере "Русского вестника" был опубликован отдельный протест тех, кто считал себя связанным с «идеей собственно малороссийской, украинской или южнорусской народности, проявившаяся в последнее время в литературных произведениях разного рода» - то есть основателей современной украинской литературы и культуры. Украинский народ, по мнению авторов письма, "не мог входить в причину зла, заключавшуюся не в евреях, а в религиозно-гражданском устройстве Польши. Он мстил евреям с таким простодушным сознанием праведности кровопролитий, что даже воспел свои страшные подвиги в своих истинно поэтических песнях. И несмотря на то, современные литературные представители этого народа, дыша иным духом, сочувствуя иным стремлениям, прикладывают свои руки к протесту "Русского вестника" против статей "Иллюстрации".
Под этим важным документом, который остается практически не известен украинскому читателю, всего пять подписей, но зато каких! Тарас Шевченко, Марко Вовчок, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров, фольклорист Матвей Номис. Практически весь «иконостас» тогдашней украинской литературы. Да что там тогдашней - просто украинский литературный иконостас. Которому с точки зрения имперской политической мифологии просто «положено» быть антисемитским - время было такое и люди были темные.
Так вот, времена были другие. Времена, когда формировалась гражданская позиция, которая позволяла отличить ценности от предрассудков. Гражданская позиция Тараса Шевченко и других украинских классиков совпадала с позицией Тургенева и многих европейских интеллектуалов того времени - но коренным образом отличалась от позиции носителей антисемитской ксенофобской идеологии в Российской империи. Кстати, эти носители зачастую отказывали и самим украинцам в праве на существование, но это уже отдельная история.
Читатель, конечно, немедленно вспомнит строки Шевченко, которые он читал еще в школе, вспомнит в первую очередь о "Гайдамаках", написанных молодым поэтом. Но дело даже не в том, что есть различие между поэтической строкой и гражданским поступком, а в том, что в письме-протесте сам Кобзарь дал точную оценку своего собственного творчества того времени - "страшные подвиги в своих истинно поэтических песнях". А кто станет спорить со взглядом самого Шевченко на Шевченко?
Письмо украинских писателей - документ своего времени, в этом убедится каждый, кто прочтёт его полный текст. Но главный его мотив - искреннее сочувствие к преследуемому народу со стороны тех, кто понимал бедственное положение собственной, непризнанной и угнетенной нации. В истории украинско-еврейских отношений после этого письма будет еще немало трагических страниц. Но суть этого послания - то, что конфликт между этими двумя народами обусловлен самой ситуацией в чужих государствах, в которых они находятся - оставалась неизменной. Антисемитизм в Украине был побеждён только после того, как украинскому народу удалось создать своё государство, защитить его, пройти путь к полноценной политической нации.
Шевченко и другие титаны украинской культуры, как и следовало ожидать, оказались и тут правы в своих представлениях об Украине и честны в своей бескомпромиссной гражданской позиции.
Именно поэтому 160-летний юбилей письма украинских литераторов в "Русский вестник" - не академический юбилей, а напоминание о той, настоящей Украине, Украине Тараса Шевченко, которую от нас скрывали на протяжении столетий.