На пляже одного из районов Гааги в Нидерландах можно встретить огромных монстров, передвигающихся исключительно от силы ветра. Автор удивительных кинетических скульптур – голландец Тео Янсен, отметивший в марте этого года 70-летие.
Во время обучения в Технологическом университета Дельфта будущий конструктор и инженер принимал участие в проектах, объединяющих новые технологии и искусство. А с 1990 года он увлекается кинетикой и строит конструкции, похожие на скелеты динозавров или инопланетных существ. Тео Янсен долго изучал генетические алгоритмы, которые симулируют эволюцию биологических видов. Конструктор потратил много сил, чтобы его создания или «искусственные формы жизни» ( он считает их примером искусственной жизни) двигались как реальные существа: для этого тщательным образом рассчитывается траектория шага каждого из них. В ходе поиска и анализа голландец изобрёл собственный способ сочленения многочисленных трубок. Янсен намеренно не запатентовал открытие, напротив, он выложил его на сайте, чтобы сделать доступным для всех, кто захочет создать персонального «динозавра».
Сначала у него была идея, чтобы его создания приносили пользу: перетаскивали песок на пляжах, создавая дюны, или, наоборот, выравнивали поверхность. Но потом это вылилось просто в работу над новыми механизмами, которые гуляют сами по себе, используя силу ветра. От поколения к поколению механизмы совершенствуются и «адаптируются» к условиям песчаного пляжа, куда Янсен «выпускает» их на прогулку. Текущее поколение скульптур — это достаточно сложные фигуры, способные взаимодействовать с окружающей средой, в том числе, реагировать на её изменения. Более того, создания могут обходить препятствия и перемещаться в противоположную сторону от моря, если к ним приближается губительная для них вода. С этой целью специально продумана система пневматических датчиков.
При этом в конструировании скульптур используются самые что ни есть привычные и доступные материалы. Каркас каждой из них сделан из пластиковых трубок, кабельных стяжек, бутылок, полиэтилена и скотча. Но сама конструкция сложна, имеет чётко выверенные размеры, тщательно подобраны ткани, образующие аэродинамические поверхности. Над каждой фигурой скульптор работает примерно год.