Творческой судьбе Светланы Немоляевой позавидовала бы любая актриса – в театре и кино ей доставались роли, о которых другие могли только мечтать, она снималась у легендарных режиссеров, фильмы с ее участием все знают наизусть, но все равно пересматривают снова и снова, на театральную сцену она выходила вплоть до 80 лет и всегда собирала аншлаги. Но в ее жизни были и упущенные шансы, о которых она до сих пор говорит с сожалением, и невосполнимые утраты, о которых она не может вспоминать без слез.
Ее героиням всегда верили, советские зрительницы узнавали в них себя, многие ассоциировали актрису с ее героинями – простыми, трогательными, беззащитными и замученными бытом, словом, «женщинами из народа». Но немногие знают о том, что саму Светлану Немоляеву вряд ли можно было так назвать – ее мать, урожденная Мандрыко, происходила из украинских дворян, а отец – из древнего старообрядческого рода, откуда и фамилия Немоляевы – «не так молящиеся». В роду актрисы было много военных, в их числе – и герои сражения под Бородино.
Родители актрисы говорили, что она родилась на съемочной площадке (ее отец был кинорежиссером, а мать – звукооператором). И если это было преувеличением, то их слова о том, что она училась ходить на съемочной площадке, – чистая правда. В то время как родители работали в Ялте над фильмом «Доктор Айболит», их дочь делала свои первые шаги. А на экранах она впервые появилась в 8 лет, в комедии «Близнецы».
Поэтому Светлана называет кино своим вторым домом, хотя предпочтение всегда отдавала театру.
Своим крестным отцом в кино Светлана Немоляева считает Эльдара Рязанова – именно благодаря его легендарным фильмам «Служебный роман» и «Гараж» она заслужила всесоюзную популярность и любовь миллионов зрителей. Но в их совместной работе не всегда было все так гладко. Немногие зрители знают о том, что она могла бы сыграть главную роль в «Гусарской балладе», но не прошла пробы. Надю Шевелеву в «Иронии судьбы» тоже должна была сыграть Немоляева, она прошла 8 проб, но полностью их провалила. Позже она рассказывала: «Тогда я очень плохо видела – слеподыра абсолютная. Неуверенность от этого ужасная. Это сейчас, после сложной операции, я уже хорошо вижу. Рядом с Андреем Мягковым, который «пробовался» со многими актрисами – от Люси Гурченко до Барбары Брыльской, я не смотрелась. Андрей сразу был утвержден на роль, а потенциальные партнерши оставались лишь претендентками. Мягков божественный, раскрепощенный, просто обреченный на успех и на пробы со всеми артистками. Я вышла на съемочную площадку подслеповатая, волнуюсь. Чувствую, что съемочной группе никак не нужна…,Все, раскрыв рот, смотрели на Мягкова, в полном упоении. Я же тогда была еще цыпленком в кино. После восьмой пробы Рязанов сказал мне драматическим голосом: «Знаешь, Света, можно хуже, но трудно». Слава Богу, я отношусь к себе с иронией и все понимаю. Никакой обиды…».
Зато в «Служебном романе» актриса смогла реабилитироваться в глазах режиссера. Хотя и тут с первого дубля не все получалось – свой первый монолог на съемках, обращенный к Самохвалову, она произносила слишком громко и нарочито: «Я больше тебе писать не буду, не волнуйся!». Рязанов почувствовал фальшь и посоветовал: «Светик, не работай на галерку, не кричи. Ты не в театре. Можешь сказать совсем тихо, как позволит душа. Я потом, при озвучании, усилю голос, если потребуется…». И со второго дубля сцену отсняли. Впоследствии она стала одной из самых трогательных в фильме.
Светлана Немоляева редко снимается в сериалах и предпочитает не смотреть их по телевизору – не переносит сцен насилия и жестокости и не приемлет сквернословия с экранов. По этому поводу она нередко спорит с сыном, актером Александром Лазаревым-младшим: «С сыном у нас бесконечные споры – прошу его не сниматься в подобных картинах… Мне сильно не нравится, что Шура, как правило, в кино играет подлецов и злодеев. Ему уже приклеили ярлык отрицательного героя. А ведь он самый настоящий герой: ранимый, тонкий, просветленный».
Более 50 лет Светлана Немоляева прожила в браке с актером Александром Лазаревым, их брак называли исключением из правил в актерской среде – таких крепких союзов действительно очень мало среди представителей их профессии. Они могли ссориться по пустякам, но при этом очень нежно и бережено относились друг к другу. Тем не менее Светлана находила поводы для беспокойства – несмотря на то, что Лазарев не уставал признаваться ей в любви, она очень ревностно относилась к его поклонницам и партнершам по съемочной площадке. Из-за этого один из лучших фильмов мужа, где он играл вместе с Татьяной Дорониной, – «Еще раз про любовь» – после выхода на экраны посмотрела всего один раз. «Очень ревновала, когда он в фильмах с кем-то обнимался-целовался. После триумфа Саши в фильме «Еще раз про любовь» хотелось уничтожить половину женского населения СССР, которое втюхалось в Сашку. Не скрою, не очень-то любила этот фильм», – объясняет актриса.
После смерти мужа в 2011 г. Светлана Немоляева так и не смогла смириться с этой утратой. Она до сих пор не может говорить о нем без слез и не раз повторяла, что жизнь без него потеряла смысл. Поэтому она и загрузила себя работой с головой, чтобы не оставаться в одиночестве. Хотя ее окружают родные и любящие люди – сын Александр и внуки Сергей и Полина. Внучка продолжила актерскую династию – она выступает на сцене театра им. Маяковского вместе с бабушкой.
Их называли идеальной парой, и актриса до сих пор не снимает обручального кольца: Светлана Немоляева и Александр Лазарев.