С 2017 года Рождество Христово в Украине официально отмечают дважды. 25 декабря, когда его празднует большинство европейских стран по григорианскому календарю, и 7 января, как сложилось исторически — по календарю юлианскому. Как к этому праздничному «дуализму» относятся украинцы и что думают о об этом религиоведы.
24 декабря «Украина и мир праздновали Рождество вместе». Концерт под таким названием прошел в рождественский сочельник на Софийской площади, где четыре года назад впервые установили главную рождественскую елку и организовали праздничную ярмарку. К слову, в 2018 году организация European Best Destinations признала украинскую елку самой красивой в Европе. Вторыми в рейтинге лучших европейских рождественских деревьев стали елки в Вильнюсе и Риме.
На Софийской площади в канун Рождества тоже было красиво: религия смешалась с праздником, снег с дождем, а православные разделили рождественскую трапезу с католиками. Периодически в это, на первый взгляд, эклектичное единение внедрялись политики. Президент Украины Петр Порошенко записал видеообращение, секретарь СНБО Александр Турчинов и министр культуры Украины Евгений Нищук поздравили украинцев со сцены.
На Софийской площади вокруг памятника Богдану Хмельницкому ездил «Полярный экспресс», рядом ходили Деды Морозы, Снегурочки и Пингвины, а немного дальше на ярмарке подавали бурритос, шашлыки и глинтвейн. На сцене тем временем рисовали песком, пели рождественские песни и даже показали мюзикл.
На вопрос «Когда отмечать Рождество: 25 декабря или 7 января?» — украинцы, пришедшие на концерт, отвечали по-разному. Для пенсионерки Натальи, например, главное не повод, а сам праздник.
Наталья: «И 25-го, и 7-го. Пусть будет два праздника. Нам побольше праздников хочется. И, кстати, в календаре на следующий год седьмое, как и прежде, — красное число».
По мнению Инны, которая также пришла посмотреть мюзикл, Рождество нужно отмечать после Нового года, 7 января.
Инна: «Мы привыкли отмечать 7-го, нам пока еще тяжело перейти на новое. Пока так, а как будет дальше, как сложится, увидим».
Cтудентка Виктория считает, что праздновать Рождество можно и два раза, а вот когда — зависит от семьи.
Виктория: «В нашей семье, где мама, папа и дети, мы и к этому Рождеству нормально относимся, и к тому, что отмечается 7 января. Я не знаю, когда правильнее отмечать, потому что и то Рождество хорошее, и это. Потому что они — наши, это наши праздники. Все от семьи зависит, кто как привык».
Сергею, который также учится в университете, все равно, когда праздновать Рождество, но правильнее, по его мнению, отмечать с Европой 25 декабря.
Сергей: «Правильнее отмечать 25 декабря, так как 7 января вроде бы как празднует Русская православная церковь».
Историк и директор Религиозно-информационный службы Украины Тарас Антошевский также считает, что украинцам нужно переходить на григорианский календарь и праздновать Рождество 25 декабря.
Тарас Антошевский: «Я бы сказал, что в Украине нужно праздновать Рождество правильно. По всем признакам Рождество должно бы было быть сегодня — 25 декабря, так как даже по тому календарю, которого мы придерживаемся, празднуя Рождество 7 января, мы на самом деле ничего не празднуем. Так как 7 января — это 25 декабря по юлианскому календарю. То есть, юлианский календарь, который сейчас отстает на 13 дней, скоро будет отставать на 14 дней, говорит, что 7 января — это 25 декабря. Можно сказать, что сегодня мы два раза отмечаем 25 декабря. То есть первый раз мы празднуем правильно, второй раз — неправильно. Мы постепенно должны приходить к пониманию того, что практически весь христианский мир, не учитывая тех стран, что живут по старому и неправильному календарю, празднуют Рождество 25 декабря. Это большинство католиков мира, это римо-католики и часть католиков восточного обряда. Рождество 25 декабря празднует большинство православных церквей мира. Это мать украинской церкви — Константинопольская церковь, также наши соседи румыны, болгары, греки. Они празднуют Рождество сегодня, и это правильно».
По мнению Тараса Антошевского, к переходу на новый стиль украинцев нужно подготовить, так как, празднуя Рождество 25 декабря, а не 7 января, они фактически выбирают геополитический вектор развития страны.
Тарас Антошевский: «Сейчас для нас это вопрос, скорее, самоидентификации. Связываем ли мы себя с тем устаревшим календарем, которого в первую очередь придерживаются страны так называемого «русского мира», где действует Русская церковь, или же мы на ориентируемся на большинство христианского мира, которое живет по правильному астрономическому календарю. Переход на новый календарь может занять всего нексолько лет, но людям нужно обьяснить, о чем идет речь, что не так со старым календарем. По большому счету, у нас нет никакой разьяснительной работы. Можно говорить, что переход на новый календарь может расколоть общество. Но интересно, что постепенно те церкви, которые не ориентируются на общее одобрение, переходят на новый стиль. Так, например, в прошлом году Украинская лютеранская церковь перешла на новый календарь. Это единственная лютеранская церковь в мире, которая придерживается восточного обряда. Мы также можем вспомнить наши диаспоры, где были конфликты и даже “войны”, как, например, в свое время в Чикаго, где не могли определиться, по какому стилю жить. Но сейчас люди, которые выезжают на Запад, хотят праздновать Рождество вместе со всеми, потому как каждый раз обьяснять, почему мы отмечаем этот день на две недели позже, не совсем понятно. Я думаю, что сближение православных с другими церквями поспособствует тому, что через год-два вопрос перехода на новый календарь можно будет выносить на более серьезное обсуждение. Но уже сейчас нужно обьяснять, что не так со старым календарем и почему он несовершенен».
В 1916 году хор Киевского университета впервые исполнил «Щедрик» в обработке композитора Николая Леонтовича. Украинская колядка обрела всемирную популярность и спустя сто лет после премьеры стала главным символом Рождества, которое большинство католических и православных церквей сегодня празднует 25 декабря.