Когда гордящееся своей нелиберальностью правительство Венгрии сетует на «обученных за рубежом активистов» и «путчистов Сороса», которые, по его мнению, скрываются за недавними уличными акциями протеста, похоже, оно имеет в виду таких людей, как Анна Донат.
Донат изучала социологию с упором на миграцию в университетах Будапешта и Амстердама, а затем, пройдя стажировку в Европейской комиссии, вернулась в Венгрию, где работала в неправительственной организации, которая помогает лицам, ищущим убежища, при финансовой поддержке либерального филантропа Джорджа Сороса.
Теперь 31-летняя госпожа Донат является заместителем лидера Momentum, молодой партии, стоящей на переднем крае протестного движения, и новым лицом оппозиционного альянса. Недавно ее задержала полиция на митинге против националистического премьер-министра Виктора Орбана.
У него есть особая причина выделять Донат: она внучка Ференца Доната, видной фигуры неудавшегося антисоветского восстания в Венгрии 1956 года, которое Орбан пытается истолковать как часть своего грандиозного преобразования страны.
Искрой для нынешних протестов стало введение в этом месяце того, что критики называют «рабским законом», который обязывает венгров сверхурочно работать до 400 часов в год и ждать оплаты до трех лет.
Тысячи людей прошли через снежный Будапешт, чтобы потребовать отмены закона, а также призвали независимые суды и свободные СМИ провести внешнее расследование коррупции в государстве.
Орбан и раньше сталкивался с протестами с момента своего прихода к власти в 2010 году, но впервые противники его партии варьировались от националистов партии «Йоббик» до социалистов, «зеленых» и центристов, включая Momentum и либеральные НПО при поддержке студентов и профсоюзов.
«Когда был принят «рабский закон», оппозиционные партии сделали то, чего не делали раньше. Они наконец-то начали сотрудничать и подали голос, - сказала Донат в штабе Momentum в Будапеште. - Для меня судебные реформы правительства могут быть еще опаснее - потому что сейчас невозможно сказать, что в Венгрии существует верховенство закона - но это более сложный вопрос. «Рабский закон» прост для понимания и влияет на всех».
Недавние протесты против Орбана в городах за пределами Будапешта, хотя и относительно небольшие, являются еще одним новым фактором, который грозит общенациональными демонстрациями в новом году.
«В начале января мы все договорились устроить массовый протест по всей Венгрии, чтобы показать, что это не проблема «одного только Будапешта», - говорит Донат. - Профсоюзы могут нам помочь, устраивая забастовки, а также дорожные блокады, мы можем остановить жизнь в Венгрии как минимум на один день. Это будет нашим посланием властям, ведь раньше такого не было».
ЕС предъявил Венгрии обвинения в проведении жестокой политики в отношении мигрантов и неправительственных организаций, а также реформы образования, которая вынудила известный Центрально-Европейский университет, финансируемый Соросом, почти полностью перебраться из Будапешта в Вену.
Орбан настаивает на том, что он просто выполняет свой мандат после апрельского переизбрания и говорит, что изменения касательно сверхурочной работы дают больше гибкости работникам.
Уверенный в том, что Европейская народная партия защитит его хотя бы до парламентских выборов в мае следующего года, он продолжает ужесточать государственный контроль над судами и СМИ своей страны, закрывая глаза на озабоченность ЕС по поводу демократии и верховенства закона в Венгрии.