— В 9 вечера Трамп выступил с 8-минутным обращением к народу, которое транслировали все основные телеканалы из Овального кабинета. Президент не сказал ничего нового. Он сказал, что на южной границе кризис безопасности (что не соответствует действительности, поскольку полностью противоречит фактам) и гуманитарный кризис (который он сам создал своей политикой, удерживая просителей убежища в лагерях с неподобающими условиями, в которых в декабре умерли два ребёнка). И поэтому, как сказал президент, абсолютно необходимо построить на границе «стальной барьер» стоимостью $5.7 миллиарда. Трамп пригрозил, что пока не будут выделены Конгрессом деньги на стену, продолжится остановка работы федерального правительства, обвинив в этой остановке демократов. При этом Трамп заявил, что это якобы демократы хотят строить не бетонную, а стальную стену.
- Характерно, что непосредственно перед выступлением Трампа и сразу после его выступления большинство зарегистрированных республиканцев и людей, перечислявших деньги в предвыборные фонды республиканской партии, получили электронные письма от имени Трампа с призывом перечислить деньги в фонд охраны границы. При этом в качестве счета этого фонда был указан счёт штаба за переизбрание Трампа в 2020 году. Таким образом по сути президент под видом обращения к стране о якобы кризисе на границе провёл мероприятие по сбору средств в свой предвыборный фонд.
- Сразу же после выступления Трампа с ответным обращением к стране выступили по ТВ спикер Палаты Представителей Нэнси Пелоси и лидер демократов в Сенате Чак Шумер. Основные тезисы их выступления: если на границе есть гуманитарный кризис, то он создан политикой администрации Трампа; Трамп многократно обещал построить на границе стену, за которую заплатит Мексика, теперь, когда ему ясно, что она за эту стену платить никогда не будет, президент требует, чтобы за строительство бессмысленной стены платили американские налогоплательщики; граница безусловно нуждается в обеспечении безопасности, но не с помощью стены, а с помощью современных технических средств и правильного распределения ресурсов - каким образом это может быть осуществлено, демократы готовы обсуждать как только президент согласится принять бюджет и прекратить продолжающуюся третью неделю остановку работы федерального правительства; 800 тысяч служащих федерального правительства, 9 министерств и многочисленные правительственные агентства не могут быть заложниками желания президента строить стену на границе.
- Председатели сразу семи комитетов Палаты Представителей направили в среду письмо в администрацию, в котором потребовали объяснений, на каком основании с 19 января администрация решила отменить санкции против компаний Дерипаски. Для дачи этих объяснений министру финансов Мнучину предложено немедленно явиться в Палату Представителей. Очевидно, время, когда прежняя Палата Представителей с ее республиканским большинством полностью самоустранялась от выполнения контрольных функций, закончилось для администрации Трампа безвозвратно. Теперь за все действия и бездействия, в частности за профанацию закона о санкциях, продолжающуюся с момента принятия этого закона, придётся отвечать. Палата Представителей 116-го созыва с ее демократическим большинством будет контролировать администрацию очень жестко.
- Республиканский сенатор Лиса Мурковски присоединилась к своим коллегам Кори Гарднеру и Сюзан Коллинс и потребовала от лидера своей партии в Сенате Макконнелла проголосовать за бюджетные законопроекты ранее принятые Палатой Представителей, а только после этого заниматься переговорами об обеспечении безопасности границы и другими законами.
- Из опубликованного ответа адвокатов Манафорта на меморандум спецпрокурора Мюллера о несоблюдении Манафортом условий сделки с прокуратурой, следует, что Манафорт находился в тесном контакте с Килимником, которого спецпрокурор считает агентом российского ГРУ. Манафорт, в частности, передавал Килимнику закрытые результаты опросов по штатам и разным социальным группам, которые могли затем использоваться для пропаганды, нацеленной на разные социальные группы. Манафорт также обсуждал с Килимником так называемый «мирный план» по Украине. Таким образом налицо сотрудничество руководителя предвыборного штаба Трампа с агентом российских спецслужб. Об этом я ранее написал отдельный подробный пост.
— Америка вступает в 19-й день без бюджета, с остановленной работой девяти министерств и многих агентств федерального правительства. Это второй по продолжительности в истории США «шатдаун». Если он продлится до субботы, то станет рекордным по продолжительности. В среду вновь состоится встреча президента с лидерами Конгресса по вопросу выхода из созданного президентом кризиса.
Рашагейт. "No collusion", really?
Адвокаты Манафорта направили в суд ответ на меморандум спецпрокурора Роберта Мюллера о несоблюдении Манафортом условий сделки со следствием, в котором спецпрокурор уличил Манафорта в даче ложных показаний.
Как и следовало ожидать, Манафорт и его адвокаты отрицают дачу ложных показаний и несобдлюдение условий сделки. Примечательно, однако, не это.
Из документов, опубликованных сегодня судом, следует, что Манафорт, будучи руководителем предвыборного штаба Трампа, снабжал Килимника, которого спецпрокурор Мюллер считает связанным с российским ГРУ, закрытыми результатами опросов общественного мнения в ходе предвыборной кампании 2016 года. Эта информация могла иметь существенное значение, поскольку опросы проводившиеся в разных штатах, среди разных социальных, религиозных и этнических групп могли помочь направить соответствующим образом предвыборную пропаганду.
Более того, из судебных документов следует, что Манафорт несколько раз обсуждал с Килимником так называемый "мирный план по Украине". Когда бы ни происходило подобное обсуждение, в то время как Манафорт руководил предвыборным штабом Трампа или после выборов (Манафорт встречался с Килимником в Нью-Йорке в августе 2016 года и в Мадриде в январе-феврале 2017 года), очевидно, что речь идет о прокремлевском плане, возможно том самом, который в конце января 2017 года передавал для тогдашнего советника по национальной безопасности Флинна через бывшего адвоката Трампа Коэна бывший депутат украинского папламента Артеменко. Этот "план" фактически предлагал признание аннексии Россией Крыма в обмен на вывод ее войск с оккупированной части Донбасса и полное снятие санкций.
Опубликованные судом документы являются первым документальным свидетельством очевидного сотрудничества, координации между предвыборным штабом Трампа в лице его руководителя Манафорта и представителем российских спецслужб во время предвыборной кампании 2016 года.
Любопытно также, что, отвечая на меморандум Мюллера, адвокаты Манафорта рассекретили все эти сведения о деталях связей и контактах Манафорта с Килимником. В меморандуме Мюллера они были закрытыми.
Теперь федеральный судья в Вашингтоне Эми Берман Джексон должна назначить итоговые слушания в суде, где прокуроры и адвокаты представят свои доводы, изложенные в их письменных меморандумах. Затем судья вынесет приговор. 69-летнего Манафорта ожидает срок от 17 до 22 лет заключения.
— Демократы в Сенате претворили в жизнь своё обещание заблокировать принятие любых законопроектов до тех пор пока лидер республиканского большинства Макконнелл не согласится поставить на голосование законопроекты о бюджете, принятые Палатой Представителей с тем, чтобы разблокировать работу федерального правительства.
Во вторник вечером в Сенате голосовался законопроект о санкциях против Сирии и мерах по поддержке Израиля и Иордании. Результаты голосования 56-44. Только 4 демократа поддержали законопроект. Поскольку для принятия большинства законопроектов в Сенате требуется 60 голосов, законопроект не прошёл. Демократы предупредили Макконнелла, что будут и далее голосовать аналогичным образом по всем законопроектам до тех пор пока он не поставит на голосование законы о бюджете. Макконнелл отказывается это делать из-за того, что президент отказывается подписывать бюджет, не выделяющий деньги на строительство стены на границе с Мексикой. 3 января Палата Представителей приняла два бюджетных закона, позволяющих выйти из кризиса, связанного с остановкой правительства, но Макконнелл не ставит их на голосование в Сенате.