Нынешнее пространство русского языка находится в глубоком кризисе. Это - кризис понимания.
Суть кризиса понимания – в расколотости русскоязычного мира на мелкие участки языковой коммуникации. Язык Соловьева, язык Шендеровича и язык Бабченко – это три непересекающихся множества смыслов, между которыми нет переходов. Это разные языки, исключающие перевод и понимание.
Истоки политического тупика и, шире, исторического тупика, в котором находится Россия – в разрушении таких базовых ценностей, как
СВОБОДА, ДОВЕРИЕ И ПОНИМАНИЕ
Сегодня буду говорить о третьей ценности – о понимании. Пропустим наши реалии сквозь мысли французского мыслителя Поля Рикёра, одного из классиков герменевтики – науки о понимании :
«Иногда чтение становится борьбой»
«Всякая герменевтика – это понимание себя через понимание другого».
Лучше всего продемонстрировать этот кризис понимания на собственном примере.
Я, как и мы все, нахожусь в языковой капсуле, капсуле понимания. За ее пределами – глухая стена. Там иностранцы или глухонемые. Когда я пишу о Соловьеве, Киселеве или о Путине - внутри этой капсулы меня понимают. Стоит коснуться других тем, упомянуть фамилии Навального, Бабченко, Быкова, Явлинского, то есть выйти за пределы того черно-белого круга контрастов, где действует двоичный код: «свой-чужой», «друг-враг», «герой-негодяй» - как капсула взрывается и рассыпается на осколки.
Приведу примеры
.
В итоговой за 2018 год «Медиафрении» под названием «Великая русская стена и великий украинский ров с крокодилами» я зафиксировал, как усилиями соловьевых-киселевых строится стена неприязни россиян по отношению к Украине и как Украина пытается отгородиться от агрессивного соседа. Мне ответил Вадим Зайдман на «Каспаров.ру»., который в статье «Об украинских буднях, Аркадии Бабченко и антисемитизме в Украине» процитировал отрывок из моей статьи, в котором говорится:
«Чтобы идти на смерть и убивать нужна ненависть ко всем, кто по ту сторону. Невозможно идти на смерть и убивать, имея в виду, что по ту сторону могут быть такие милые люди, единомышленники как Шендерович, Корб или Яковенко. Нужен процесс расчеловечивания врага – русского, россиянина. Так что в этом смысле Бабченко и Муждабаев делают полезную для Украины работу».
Вадим Зайдман комментирует:
«После прочтения этого отрывка возникает ощущение, что все 40 миллионов граждан Украины в круглосуточном режиме горят ненавистью к России и россиянам и ни о чем больше не могут думать и даже кушать не могут. На деле же большинство населения страны (Украины) думают именно о последнем, низменном, если хотите – о «кушать». То есть, большинство граждан заняты элементарным ВЫЖИВАНИЕМ… Таковы реалии, а не теоретические построения. В целом, в Украине если это не прифронтовые районы, продолжается обычная жизнь. Уж не знаю, хорошо это или плохо».
Далее, откликаясь на мой тезис о том, что Бабченко и Муждабаев делают полезную для Украины работу, мой оппонент Вадим Зайдман переходит на разбор персонального дела Бабченко, вспоминая историю с «покушением» и называя все последующие события «мощной пиар-игрой». В частности, Зайдман усматривает противоречие между утверждениями Бабченко о том, что он «в магазин просто так выйти не может» и его поездкой на «Форум свободной России».
Вадим Зайдман в этом случае подменяет анализ содержания текстов Бабченко оценкой его поведения, применяя классический прием софистики под названием Ad Hominem – переход на личность. Но не это главное.
Мой оппонент совершенно игнорирует контекст, из которого вырван критикуемый фрагмент. Говоря о украинско-российском рве с крокодилами, я пишу о том, что в Украине строится национальное государство и это строительство происходит, прежде всего, в головах людей. Извините за самоцитирование, но без этого не обойтись.
«Строительство национального государства происходит, прежде всего, в головах людей. Именно там создается нация, то есть, как писал Бенедикт Андерсон, социально сконструированное сообщество, воображенное людьми, воспринимающими себя как его часть. Для этого им, этим людям, надо отделить себя прежде всего от тех, в чьих головах они существуют как часть другого сообщества, имперской общности. В данном случае от русских, россиян, которые в большинстве своем убеждены, что украинцы – это либо часть русского народа, либо «братский народ», что по сути то же самое. До Крыма и Донбасса этот процесс имел вялотекущий характер, после 2014 года создание политической нации в Украине пошло бурными темпами».
Бабченко и Муждабаев – работают ножовками, которыми перепиливаются связи между российским и украинским народами. Процедура это неприятная и люди, которые этим занимаются, выглядят порой не очень. В статье я привожу пример, как благородный вдохновитель венгерской революции 1848 года Шандор Петефи отзывался о меньшинствах как о «язвах на теле родины», что для современного уха звучит дико. Как относиться к тому, что умный и талантливый Аркадий Бабченко несет, например, такую ахинею:
«когда Украина вступит в НАТО в России не останется ни одного несломанного либерала. Ни одного. Из них из всех попрет империя и они все начнут говорить про американцев у сердца России. Все как один. Гарантированно».
Или заявляет: «вы все там уже в одном котле варитесь, со всеми скабеевами в одном чане. И все пытаетесь найти какие-то перегородки друг между другом. А их нет. Сварились уже».
Вся эта чушь – не слова журналиста Бабченко, а визг Бабченко-ножевки, которым Украина отпиливается от России и образуется национальное государство и политическая нация. Этот процедуру невозможно выполнить тонким лобзиком, виртуозно выпиливая отдельные фигурки Шендеровича, Корба или Яковенко. Поэтому и Бабченко и Айдер Муждабаев пилят «по поребрику», отсекая все, что находится по ту сторону украино-российской границы. Отпиливание происходит без наркоза, по живому, так что процесс протекает болезненно.
Еще один пример тотального непонимания связан с моей колонкой на израильском сайте «Детали» про Зеленского как тест на юдофобию. Суть теста предельно проста. Он не про выборы в Украине. И не про кандидатов в президенты. Он про те страшилки и пугалки о засилье нацистов в Украине, которые постоянно переполняют российские каналы. И совершенно неважно, сколько проголосуют за Зеленского, важно будет или не будет в ходе кампании разыграна «еврейская карта».
Теперь посмотрим на комментарии. Часть людей восприняло статью как агитацию за Зеленского. Другая, к ней относится мой оппонент на «Каспаров.ру» Вадим Зайдман, восприняла во всей моей статье только одну фразу:
«… тест на юдофобию Украина, похоже, уже прошла успешно».
Это мое утверждение оппонент довольно неуклюже подменяет неким тезисом, что в Украине невозможно найти живого антисемита, и этот неизвестно чей тезис победоносно громит. Вот так:
«На бытовом уровне антисемитизма в Украине выше крыши… Долго надо водить украинский народ по пустыне, чтобы излечить эту болезнь».
После чего Вадим Зайдман приводит примеры этого антисемитизма в Украине. То есть Вадим Зайдман использует классический прием софистики под названием «Соломенное чучело».
С прямо противоположной позиции откликнулся на эту мою статью Аркадий Бабченко, написав в комментарии: «украинцы, ау! Кто-нибудь слышал о юдофобии в Украине?».
Мне стало неловко, и я не стал объяснять умному и образованному Бабченко, что антисемитизм есть практически в любой стране и в любом народе. Не стал, и здесь не стану приводить массу фактов и примеров юдофобии в Украине, поскольку это будет непременно интерпретировано как попытка гражданина страны-агрессора бросить тень на страну-жертву агрессии. А тест этот не на отсутствие антисемитизма, а на его масштаб и роль в политике…
Примеров тотального непонимания ДРУГОГО в современном русскоязычном пространстве можно приводить до бесконечности. За кризисом понимания стоят многие причины. Главная из них, на мой взгляд – это продолжающийся распад российской империи, когда ее отдельные части все дальше отходят друг от друга и перестают понимать друг друга. Причем, это происходит и на границах России и внутри этих границ. Сейчас этот распад идет по нарастающей и «язык Соловьева» который стоит на защите империи, абсолютно непереводим на «язык Бабченко», который стоит на защите интересов национального государства Украина, а «язык Шендеровича», защищающего русскую культуру и ее современных носителей включая т.н. «либеральную тусовку», звучит как абракадабра и для носителей «языка Соловьева» и для носителей «языка Бабченко». Можно привести еще много примеров "языковых капсул", когда, например, "столичный язык" плохо переводим на "язык провинции", а "язык провинции" непонятен "языку колонии".
Каковы дальнейшие перспективы понимания друг другом людей, говорящих на русском языке, сказать трудно. Есть вероятность, что в отдаленной исторической перспективе русский язык пополнит перечень мертвых языков, как латынь и санскрит. Надеюсь, что эта вероятность близка к нулю.
Это был Игорь Яковенко в 34-м выпуске программы «Медитация»
Блог Игоря Яковенко