"ДОБРОСОСЕДСТВУ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ" - Бейдулла Манафов

"ДОБРОСОСЕДСТВУ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ" - Бейдулла Манафов

Нагорно-Карабахский конфликт многие эксперты относят к трудноразрешимым и чрезвычайно сложным территориальным спорам в современной Истории. В этой оценке есть небольшая доля истины. В действительности вся эта доля сконцентрирована в национальных интересах Российской Империи.

Если вас уверяют в том, что он начался накануне распада СССР, то и в этом случае преподносят полуправду. К развалу Советского Союза этот конфликт приобрёл всего лишь новые очертания и иные лозунги. Зарождение армяно-азербайджанского территориального спора для обьективности следует отнести к периоду правления Императора Петра Первого и Империатрицы Екатерины Второй. Причём, цели и задачи Российского государства (СССР и РФ) с тех пор практически не менялись: сохранение влияния на Южном подбрюшье Империи. Менялись правители, но сохранялось присутствие в Южном Кавказе. И главным рычагом управления были и остаются географические испражнения на судьбах жителей региона.

Ради справедливости следует признать: марионеточные правители, религиозные лидеры и представители т.н. интеллигенции оказывали Империи добровольную и максимальную услугу в этом.

Заранее оговорюсь: этот проект поэтапного решения территориального спора между Азербайджаном и Арменией не претендует на статус единственно верного. Это во-первых. Во-вторых: нынешние власти , мировозренческие настроения гражданского общества в обеих странах вряд ли встретят этот проект с ликованием.

Проект расчитан на следующее поколение политиков, которые сумеют изменить менталитет собственных граждан.

Начало нового подхода к решению Карабахского конфликта должны будут положить именно всенародно-избранные, не отягощённые тяжёлыми воспоминаниями о прошлом и уверенные в том, что добрососедству нет альтернативы, лидеры.

Их не разглашаемая заранее встреча могла бы состояться в одной из нейтральных европейских стран. После согласования Меморандума, огласить его на совместной пресконференции.


МЕМОРАНДУМ О НАМЕРЕНИЯХ. 
(Примерное содержание)

«Мы, главы Азербайджана и Армении, от имени и по поручению своих граждан хотим обратиться к ООН, Совету Безопасности, Генеральному Секретарю ООН, Европейскому Союзу и международному сообществу со следующим заявлением.

Стало очевидным фактом, что формат Минской группы ОБСЕ не только исчерпал свои политико-дипломатические рессурсы, не только потерял свою эффективность и авторитет, не только не обеспечивает гарантию даже стабильности в регионе. Этот формат используется для открытого вооружения обеих сторон конфликта страной-сопредседателем. Иначе говоря, формат урегулирования конфликта используется в качестве инструмента нагнетания вражды и агрессии. Более того, известные политические круги используют процесс довооружения сторон конфликта для собственного личного обогащения.

Исходя из этого, высокие договаривающиеся стороны обьявляют о своём согласованном выходе из формата Минской группы ОБСЕ. Одновременно обращаемся к Генеральному Секретарю ООН срочно рассмотреть на заседании Совета безопасности создание новой международной структуры по поэтапному решению конфликта под эгидой Секретариата ООН. Новая структура могла бы состоять из 10-ти представителей Северной, Южной Америк, Европы, Азии и Африки. Как стороны конфликта, мы готовы представить на расмотрение Совета Безопасности кандидатуры стран (по пять с каждой стороны) и с учётом того, что в числе этих государств не будут члены Совбеза.

Мы также уполномочены заявить, что отказываемся от военного способа решения конфликта, начинаем согласованные сокращения расходов на оборону и одновременно – увеличения средств на экономическое развитие. Исходя из этого, обращаемся к странам, бывшим сопредседателям Минской группы отказаться от продажи и рекламы вооружений в конфликтном регионе.

Считали бы полезным, чтобы новая международная структура под эгидой Секретариата ООН сумела бы в кратчайшие сроки (от 6 месяцев до года) совместно с нашими представителями вникнуть в историю конфликта, в процесс возвращения беженцев, создав механизм международного контроля и обьявления Нагорного Карабаха демилитализованной территорией, обеспечить подготовку решения по окончательному статусу спорной территории. Окончательно согласованный текст решения можно было бы обсудить на Генеральной Ассмблее ООН и утвердить путём голосования.

Призываем международное сообщество не допустить в конфликтном регионе новых провокаций по примеру Грузии, Украины и Молдавии. В этих целях, специальной резолюцией Совбеза обязать Российскую Федерацию отвести свои военные группировки на 100-километровую зону от границ южнокавказского региона.»