Андрей Тарковский — самый знаменитый русский режиссер, которого еще при жизни называли гением. Он снял не так много картин, но все они стали классикой мирового кинематографа. «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»… Казалось, он создавал свои фильмы из воздуха, воды и огня, из глубинных эмоций и даже собственных снов.
Это предельно искреннее, исповедальное искусство, но каков творец, создававший его?! Каким был этот Бог, проживший смертную жизнь человека со своими слабостями, страхами, сомнениями? Мы впервые расскажем о настоящем Андрее Тарковском, приоткроем завесу его странных, загадочных и очень личных миров.
Тарковский с самого начала верил в собственную избранность. Возможно, потому, что родился в яркой и талантливой семье. Мама Андрея Мария Вишнякова принадлежала к старинному дворянскому роду. Папа — блестящий поэт и переводчик Арсений Тарковский. Отец ушел из семьи, когда мальчику было всего три года. Полюбил другую женщину. Такого предательства сын так и не смог простить. Это было первое крушение его счастливого детского мира. Все его творчество будет пропитано духом соперничества с отцом. А во всех своих любимых женщинах Андрей будет искать черты матери Марии Ивановны, пожертвовавшей себя семье.
В середине 60-х в жизни Андрея происходит цепь событий, обернувшихся очередным крушением его теперь уже вполне взрослого мира. Режиссер приступает к съемкам картины «Андрей Рублев». Ее будет ждать непростая судьба: беспощадный поток критики советских чиновников, отказ выпустить в прокат, купюры и сокращения и полнейший триумф на Западе. Переломный этап и в личной жизни самого режиссера. Во время съемок встретились первая жена режиссера Ирма Рауш (она играла Дурочку в картине) и будущая вторая жена, а пока любовница и всего лишь ассистентка Лариса Кизилова. Мало кто знает, что в это время в жизни режиссера появилась еще одна большая любовь. Дарья Николаевна Приставко едва не стала его официальной женой. Учительница географии из Санкт-Петербурга впервые рассказала нашей съемочной группе о своих сложных и мучительных отношениях с режиссером. Зрители увидят уникальные свидетельства этой огромной любви — письма Тарковского к Даше. В них он называет ее своей единственной надеждой. Но эти надежды не оправдались, хотя режиссер и купил для Даши обручальное кольцо. Почему они расстались?! Почему в этот момент Тарковский выбрал все-таки Ларису Кизилову? Или это она выбрала его? Они поженились в 1970 году, прожили 16 лет вместе, но что это были за годы?
Оказывается, страсти вокруг Андрея и Ларисы не утихают и по сей день. Многие друзья Тарковского не могут говорить о его второй жене без горечи и боли. Она отлучила мужа от всех: от семьи, родителей и сестры, от друзей, от всех тех, с кем он начинал свой путь в кино. Тарковский мог казаться слишком заносчивым и дерзким, но на самом деле был глубоко беззащитен перед внешним миром, которого боялся, в котором не знал, как существовать. Тарковскому нужна была защита, опора — и Лара сделала все, чтобы ею стать. Она закрывала глаза и на другие увлечения мужа…
Если от своих актеров-мужчин на съемочной площадке Тарковский требовал невозможного, то в своих актрис, которых выбирал долго и мучительно, всегда влюблялся. И они отвечали взаимностью. О романе с режиссером искренне и откровенно нам расскажет Наталья Бондарчук. Но и этот роман распался. Почему?
Режиссер жил и творил, не признавая авторитеты, презирая коллег — ведущих советских мастеров, о которых высказывался резко и даже грубо. Он многих раздражал своей очевидной «несоветскостью» — в нем было что-то свободное, независимое, бунтарское. Одно время Андрей был стилягой и… обожал джаз! В советском кино за Тарковским закрепился ореол мученика: годами не давали снимать, не утверждали сценарии, одну за другой отвергали заявки на производство фильмов. Но так ли это? Это была осознанная травля творца, не похожего на остальных, или просто особенность советской системы кинопроизводства? А может, он просто слишком болезненно реагировал на притеснения и не знал, как правильно вести себя с руководством, провоцируя неприятие и раздражение? Его решение остаться за границей в июне 1984 года произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но был ли Тарковский счастлив на Западе? Многие считают, что внезапная, ранняя смерть режиссера от рака в неполные пятьдесят пять стала следствием того, что он, настоящий патриот своей страны, остался без родины…
Андрея Тарковского нет на свете тридцать лет, но его сложные, трудные для понимания фильмы по-прежнему вызывают самые противоречивые чувства, от восторга до резкого неприятия и даже шока. Он стал богом в кино: создал удивительный, поразительный по силе воздействия на зрителя мир — другую реальность. Тарковского называли режиссером-мистиком, он действительно обладал каким-то особым сокровенным знанием о жизни и смерти. Но… что он хотел передать нам, какой тайный шифр спрятал в своих картинах? Искать ответ на этот вопрос можно бесконечно.
Вместе со съемочной группой зрители побывают во ВГИКе, где увидят личное дело студента Тарковского, на "Мосфильме", где режиссер монтировал свои картины. Мы увидим также платье Хари — героини «Соляриса», которое нам покажет актриса Наталья Бондарчук.