В России опять черно-белые времена. Без полутонов. Каждый, кто не думает так же, как ты, — «враг». Каждый, кто публично высказывается против политики государства, — «предатель». И эта моментальная спонтанная реакция не аргументированной ненависти к чужой и чуждой тебе точке зрения рассказывает о нас больше, чем любые социологические опросы или голосования на выборах.
Народный артист России Алексей Серебряков, живущий с семьей в Канаде, но сохраняющий российское гражданство и продолжающий сниматься в российских фильмах, уже не первый раз своими словами явно угодил в болевую точку российского общества. Выступая в Лондоне, он заявил, что Россия за последние 20 лет создала несколько войн, обвинив нашу страну в причастности к конфликтам в Чечне, в Грузии, на Украине, в Сирии и в «африканских республиках». «Сейчас мы, находясь в сплошном окружении врагов, должны демонстрировать псевдопатриотизм», — сказал Серебряков. По его словам, российские власти переписывают историю, чтобы доказать правоту своей политики. Позднее Серебряков пояснил свои слова.
Он назвал себя патриотом России и сказал: «Я считаю, что человеческая жизнь бесценна, я активный пацифист и против войны».
В прошлом году Серебряков уже невольно спровоцировал в России большой публичный скандал, назвав в интервью Юрию Дудю основными чертами российской идеологии «силу, наглость и хамство». Реакция на те, прошлогодние, и нынешние слова Серебрякова показала, что по крайней мере один из этих трех компонентов — «хамство» — является не столько элементом нашей идеологии, сколько широко распространенным способом вести дискуссию с любым оппонентом. (Впрочем, мы это и без слов Серебрякова знали: у нас даже в прямом эфире телешоу теперь взяли за моду выгонять тех, кто, по мнению ведущего и большинства участников, говорит что-то «неправильное» и «возмутительное»).
Вот, например, продюсер Иосиф Пригожин ответил Серебрякову так: «Я никого не хочу оскорблять, все имеют право на собственное мнение, да». Запомните эти слова: Пригожин никого оскорблять не хотел и право любого человека на собственное мнение все-таки не отрицает. Потому что дальше Пригожин сказал: «Есть одна проблема: надо настолько глубоко знать дело, прежде чем кого-то в чем-то обвинять. Понимаете, лучше пусть он расскажет, как некоторые другие государства совершают налеты на другие государства». Почему гражданин России, пусть даже живущий в Канаде, «лучше» должен говорить про «другие государства», а не про свое родное? Вы можете не соглашаться с тем, что актер Серебряков говорит о России. Вас это даже может возмущать до глубины души. Но это не повод указывать человеку, о каких государствах ему говорить. От того, что по российскому телевидению слово «Украина» давно звучит чаще, чем слово «Россия» и чем любые другие слова, нам точно лучше жить не становится.
Ну а дальше не желавший никого оскорблять Пригожин перешел к прямым оскорблениям: «Понимаете, мне кажется ум за разум (зашел — С.Н.) просто, мозг просто отсутствует у людей и все. Они не способны анализировать, мне кажется, они способны просто искать крайних в каких-то неудачах, в каких-то бедах. Мы все время ищем виноватых во всем, но вопрос заключается в том, что круто кричать, находясь за рубежом». Вот интересно, Пригожин сам понял, что сказал? У кого «мозг просто отсутствует»? Кто «все время» ищет виноватых во всем? Актер Серебряков вроде как не говорил о чьих-то бедах или неудачах. А российские СМИ Пригожин, видимо, в глаза не видал: искать внешних виновников своих бед и проблем — увы, наша давняя забава. Серебряков «круто кричит» отнюдь не только за рубежом, но и в России — он отвечает на вопросы, как думает и как считает нужным, независимо от места, где ему эти вопросы задаются.
Гораздо более внятной по своему посылу оказалась реакция ростовского блогера Вадима Манукяна, ныне члена экспертного совета по развитию информационного общества при Госдуме. Он сходу, без тени сомнения объявил Серебрякова предателем. «А как это называется? Предательством! Критиковать страну нужно внутри России! Здесь осуждай, критикуй, выражай мнение, у нас свобода слова!» — сказал Манукян. И тут же предложил лишить Серебрякова регалий и званий. За то, что, по мнению Манукяна, актер пошел на «этот непорядочный шаг» (то есть «посмел» критиковать Россию в Лондоне) на фоне непростых отношений между Россией и Великобританией.
Да, отношения между Россией и Великобританией непростые. Причем уже несколько сот лет. Только едва ли любая реплика одного русского актера способна как-то резко изменить отношение Великобритании к России. И если мы с Великобританией прямо уж такие враги, почему в том числе у представителей российской элиты живут и учатся прямо в стане врага дети? Почему кое у кого из российских телеведущих, которых уж точно нельзя заподозрить в «псевдопатриотизме» и тем более нелояльности, есть британское подданство — что, между прочим, совершенно законно?
В соцсетях, к слову, Серебрякова начали обвинять еще и в том, что он «гадит» стране, в которой получил образование и профессию. И предложили больше не снимать его в кино. Это очень модный довод в российских дискуссиях: если критикуешь власть или официальную политику — значит «гадишь стране». Хотя нам ли не знать, как жестко в российской истории сами власти порой критиковали своих предшественников. И уж точно никакая власть не может быть тождественна стране.
А теперь представьте, что какой-нибудь американский конгрессмен или блогер говорит: давайте-ка мы запретим сниматься в кино и играть в спектаклях Роберту де Ниро. Ведь он, сукин сын, послал нашего президента Трампа на три буквы прямо на церемонии вручения театральной премии «Тони». Правда, лишить де Ниро регалий — на манер предложения Манукяна в отношении Серебрякова — все равно бы не вышло: в США пока не раздают звания заслуженных и народных артистов.
Кстати, понимает ли член экспертного совета при Госдуме по развитию информационного общества смысл слова «предательство»?
Вообще-то, предательство — это когда человек сдает какие-то государственные или военные тайны своей страны врагам.
То есть говорит правду, но такую, которую государство хотело бы скрыть. Или — того хуже — переходит на сторону врага во время войны. Что-то я не слышал, чтобы мы сейчас находились в состоянии войны с Великобританией.
Тогда получается, что сам Манукян считает слова Серебрякова правдой? Вообще-то актер всего лишь высказал частную точку зрения на всем известные события. Он не является носителем каких-то государственных секретов. Он не политик и вроде как не собирается им быть. За ним никто не «стоит» — он представляет себя и только себя. Он не является буквальным кумиром миллионов, влияющим на их мировоззрение.
Если вы считаете, что Серебряков сказал глупость или неправду, что он кого-то оскорбил и при этом не можете молчать — возражайте по существу. Говорите: нет, Россия не имеет никакого отношения к войнам в Грузии, Сирии и на Украине. Приводите доказательства своих слов, если вас так задели серебряковские. Напоминайте, что Чечня — российская территория и законная российская власть наводила там порядок, как умела. И вот навела такой, как он там есть. Возражения в духе «это предательство» или «другие государства налетают на другие государства», мягко говоря, ничего не опровергают. Кто-то из критиков Серебрякова даже простодушно брякнул, что на актера подействовал «пьянящий дух свободы в Канаде».
Свобода в этой системе координат стала ругательством.
В России совершенно утрачен навык нормальной очной и заочной дискуссии. Любого, кто высказывает точку зрения, отличную от точки зрения российского государства, от точки зрения большинства или просто от твоей точки зрения (это касается противников власти в той же мере, что и ее сторонников) сразу начинают травить и клеймить. Нарушая главную заповедь честного спора — не переходить на личности. Возражать аргументами на слова, которые вам так не нравятся, а не обзывать оппонента. Не запрещать концерты. Не призывать лишить его работы и званий. Не требовать «валить из страны, если тебе не нравится».
Наши чувства стало как-то слишком легко оскорбить. Так бывает, когда за оскорбленными чувствами нет одного чувства — уверенности в своей правоте.
И еще когда нет уважения к праву любого человека на другое, отличное от твоего мнение. Если у нас такая мирная страна, почему мы моментально начинаем публично воевать с каждым, кто выступает против войны?
Хамство и угрозы в ответ на любые слова — всегда признак слабости моральной позиции. Признак силы — великодушие, способность аргументированно и корректно объяснить человеку, почему он, на ваш взгляд, не прав. Имеем ли мы право на свободу хамства и угроз в дискуссии? Да, разумеется. Это тоже часть свободы слова, закрепленной в российской Конституции. Только не надо потом удивляться, что кто-то считает нас злобными, обиженными на весь мир и агрессивными. Сначала надо просто посмотреть на себя в зеркало. И послушать со стороны, как мы спорим с теми, с кем не согласны.
Семен Новопрудский