«Газпром» столкнулся с новыми проблемами на своем ключевом рынке сбыта - в Европе.
Цены на газ в европейских газовых хабах резко ускорили падение в начале 2019г и оказались значительно ниже уровней, которые компания заложила в бюджет.
Спотовые котировки газа на главном европейском хабе TTF в Нидерландах в конце февраля падали ниже $200 за тысячу кубометров: спотовые цены - по газу с немедленной продажей - опускались до $197.
По сравнению с августом цены рухнули на треть, а их текущий уровень - минимальный с 2017г. Он существенно ниже как официального прогноза Минэкономразвития РФ ($233), так и еще более оптимистичного прогноза самого «Газпрома», на основе которого холдинг сверстал бюджет на текущий год.
«Газпром» планирует продавать газ в среднем по $248 за тысячу кубов, говорил в декабре экс-зампред правления Александр Медведев.
Продажи «Газпрома» падают, усугубляя ситуацию с бюджетом, который нагружен масштабными капитальными расходами на строительство.
Европа дает три четверти газовой выручки холдинга.
В феврале общие поставки ЕС » упали на 13%. По «Газпрому» ударила теплая зима и экономический кризис в Турции: продажи в страну по Трансбалканскому газопроводу за первые 20 дней февраля рухнули на 82%.
Европейские подземные хранилища на начало марта были заполнены на 43% против 33% на тот же период прошлого года, общая «Газпрому» трудности как с экспортом, так и с бюджетом.
По итогам прошлого года «дыра» в финансовых потоках компании составила рекордные 518 млрд рублей - такую сумму «Газпром» занял на рынке, чтобы оплатить 1,5 трлн рублей инвестиций.
В 2019г инвестпрограмма составляет 1,325 трлн рублей. Для ее выполнения потребуются внешние займы на 297 млрд рублей, или $4,5 млрд. Эта сумма, впрочем, может вырасти из-за падающей выручки на рынке ЕС.
Цены на газ падают не только в Европе - это результат кардинальных изменений на глобальных рынках этого топлива, отмечает глава исследований сырьевых рынков Julius Baer Норберт Рюкер.
«Перемены в секторе связаны с экспортным потенциалом США и Австралии и энергетической политикой Китая, которые оказывают значительное влияние на европейский рынок, - указывает Рюкер. - Стремительное развитие газовой индустрии в КНР сопровождается улучшением инфраструктуры. Сравнительно мягкая зима в азиатском регионе в сочетании с ранним восполнением запасов заставляет многочисленные СПГ-танкеры искать альтернативных покупателей. Высокий импорт в ЕС подтверждает, что Старый Свет стал главным потребителем избыточных объемов топлива в том числе по причине высоких цен на локальном рынке в конце прошлого года».
«Кроме того, введенные Китаем ограничения на импорт австралийского угля увеличивают предложение этого энергоносителя в Европе, что приводит к падению цен. В дополнение к этому снижение спроса на природный газ со стороны электростанций происходит под давлением растущего производства ветровой электроэнергии», - отмечает Рюкер.