Национальные меньшинства и более или менее «русские» регионы Российской Федерации уже сейчас должны думать о том, как они видят свое будущее на случай резкого ослабления центральной власти вплоть до развала Российской Федерации.
Россия очень плохо управляется, практически отсутствуют горизонтальные связи, и очень плохие – вертикальные. Пресловутых «скреп» и «вертикали власти» – практически нет. В том числе – нет и идеологии, и долгосрочной стратегии, ничего. Ужасное качество элиты, управляющей страной. Государство держится на инерции своего веса. Подобные системы могут существовать в стабильном состоянии долго – но могут развалиться за мгновение от какой-то флуктуации, даже случайной. И дефекты системы в таких образованиях накапливаются, поэтому рано или поздно произойдет обвал. Ситуация похожа на Российскую империю и СССР перед их падением. Вспомните, как неожиданно для всех (почти для всех, я как раз вспоминал в новогоднюю ночь, один мой друг напомнил, как я сказал ему в 1985-м, что Союз развалиться через 5 лет, не могу не похвастаться :). И точно также и государственный организм РФ может развалиться в три дня. Но может и простоять лет десять без существенных внутренних изменений.
Мнение чиновников на Кавказе и вообще тех, кто в национальных республиках причастен к российскому пирогу, выражает афоризм, приписываемый Расулу Гамзатову, который сказал – “Мы в Россию добровольно не входили и добровольно из неё не выйдем!”
Однако решать будут не они. Местные «элиты» – всего лишь слуги, хозяева сидят в Кремле.
Кавказ за просоветские годы превратился в типичную колонию, причем, в колонию, убыточную для центра. Кроме того, им сложно управлять. Для эффективного управления Северным Кавказом у российского правящего класса нет ни знаний, ни умений, ни ума. Кавказ стал источником турбулентности для всей РФ, ментально он уже отдалился от России, а Россия – от него. Поэтому Москва, скорее всего, в ближайшие годы просто сбросит его как балласт, как в 50-60-е годы, в рамках процесса деколонизации, страны Западной Европы сбросили свои колонии.
Но вот будет ли это хорошо и для кавказцев и для мира?
Ведь независимость, она тоже может быть разная. Та же Чечня в какой-то степени независима от Москвы, это личное ханство Кадырова. Кадыров творит там что хочет, установив у себя авторитарную систему, которой завидует сам Путин, который хотел бы распространить ее на всю Россию. Ну и кому от этого легче?
Вопрос, какой режим установиться на Северном Кавказе после выхода из РФ.
Это вполне может быть и зона кровавого хаоса и криминально гобеспредела, как частично произошло с Чечней между двумя русско-чеченскими войнами. Или зона, которая станет базой джихадизма, исламистского терроризма и радикализма. Или же там установятся диктатуры типа кадыровской, без формального подчинения Кремлю, где, однако, Москва будет чувствовать себя хозяином.
Насколько велик шанс на появление на Северном Кавказе цивилизованных, мирных и процветающих государств?
Черкесы – единственный народ Кавказа, в среде которого есть альтернативная исламу идеологическая система – древняя, и при этом актуальная до сих пор, альтернативная исламу национальная идеология – идеология Хабзэ. Сегодня черкесский мир на Кавказе расколот на исламистов и хабзистов. Между ними, по сути, идет гражданская война. Несколько видных черкесских общественных деятелей были убиты джтихадистами. В послдние пару лет, к счастью, таких убийство не было. Хабзистов все еще меньше, но среди них заметно больше представителей интеллектуальной элиты черкесского народа. Соотношение между хабзистами и исламистами оно постепенно меняется в пользу Хабзэ. Идеология современного Хабзэ находится в процессе становления, и развитие этого процесса во многом определит будущее не только черкесского мира, но и всего Северного Кавказа и стран черкесской диаспоры, в первую очередь Турции.
Любой народ, находящийся под колониальным игом, деградирует. Северный Кавказ, все его народы, жили последовательно в трех империях, которые целенаправленно разлагали подвластные им народы, затем и сами эти империи разложились — в Российской Империи, СССР и теперь в РФ. Заставьте человека жить на помойке, в окружении свиней — на любого это подействует. Так что нездоровые явления имеют место. Это касается и адыгов, и чеченцев, и грузин — всех. Но, в целом, кавказцы сохранили ядро своей цивилизации, и политика ассимиляции насильственной деградации, которую проводили русские — в целом не удалась. Очень много имеется и здоровых сил. Нужно не кричать, что все плохо — а работать над очищением и возрождением Кавказа. Все возможности для этого есть. И, в первую очередь, помнить, что первоисточник всех проблем в том, что Кавказ стал колонией России.
Антиколониальные революции и в европейских колониях и в Российской империи в 19-20-м вв возглавляла и проводила интеллигенция и бизнесмены, уехавшие учиться и делать карьеру-деньги в метрополию и заграницу, и потом вернувшиеся на Родину — Ганди, Неру, Хо Ши Мин, Маннергейм, Жордания, Пилсудский, Кениата… Так что кадры сейчас куются в Москве, СПб, Стамбуле, Лондоне, Тбилиси, Париже, Осло, Вашингтоне-Нью-Йорке-Нью-Джерси и Медине. Ну и в Шаме и Вазиристане тоже.
За века своей истории кавказские народы пережили много катастроф, нашествий и завоеваний. Колониальное правление России – лишь одно из них.
Россия выступает и выступала именно как дезинтегрирующий фактор, она мешала и мешает свободному развитию народов Кавказа. Нет никаких оснований предполагать, что после ухода Российской Империи (в ее нынешнем виде) кавказское общество окажется не в состоянии залечить нанесенные колониальным рабством раны, не вернётся к нормальной самостоятельной жизни и не возродит здоровое дееспособное общество, которое там было издревле, и которое, собственно, и обеспечило существование Кавказа в течение столь долгого времени. Ведь более 2000 лет Кавказ существовал как отдельная цивилизационная сущность без экономической помощи и чуткого политического руководства Москвы. Россия окончательно оккупировала всю его территорию лишь чуть более ста пятидесяти лет назад.
Северокавказские народы в долгом военном противостоянии с Российской империи продемонстрировали удивительную, даже беспримерную жизнестойкость и способность создавать очень жизнеспособные социальные структуры в очень тяжелых внешних политических и экономических условиях.
Можно надеется, что это кавказская воля к жизни проявит себя и в набирающих силу кризисах 21 –го века.