Где заканчиваются украинские суды и где начинается Коломойский? Четкой границы нет. Мы это видим по решению Барышевского райсуда, который настолько суров, что приостановил действие лицензии авиакомпании SkyUp Airlines по иску некой злоупотребляющей алкоголем истицы. И мы это видим по решению Конституционного суда, отобравшего у НАБУ право останавливать действие соглашений хозяйствующих субъектов.
В последнем случае интересно не то, что Сытника хулиганы зрения лишают, а сам прецедент. Игорь Валерьевич заметать следы и ставить предохранители изволят. И еще интересен, конечно, же тайминг. В феврале, когда с победителем выборов и будущим статусом Коломойского еще не все было понятно, КСУ аналогичный иск «Укрнафты» отклонил. А в июне, когда пяти судьям КСУ стало уже все понятно – поддержал. На наш взгляд, этот настигший судей правовой инсайт был несколько преждевременным. Со статусом Коломойского даже в Украине не все до конца понятно, а уж в Вашингтоне – так просто бездна непонимания. ФБР ведет расследование об отмывании денег и мошенничестве, а адвокат Трампа прямо называет Коломойского криминальным олигархом и удивляется, почему он до сих пор не арестован.
Арест этот – дело времени, и уж кто, как не судьи, должны знать, что американцы любят и умеют разматывать клубочки, казалось бы, надежно завязанные морским узлом. И как бы в будущем Игорь Валерьевич не рассказал американскому следствию о том, как он получил этот вердикт КСУ.
Тем более, что решение это касается компании, которая концептуально является вторым Приватбанком Игоря Валерьевича. Только без Дубилетов, сделавших классную технологическую оболочку. Та же дойная корова, которую Коломойский доил и уничтожал. Доил и уничтожал. По той же схеме.
Как в Приватбанке Коломойский выдавал кредиты фиктивным компаниям, так в «Укрнафте», где напомним, контрольный пакет принадлежит государству, Коломойский отгружал нефть своим прокладкам – «Галнафта», «Техтрейд Групп», «Гарант-УТН», «Прикарпатьенефтетрейд» и «Котлас». Но только деньги – 7,5 млрд грн, за эту нефть они так и не заплатили. Параллельно происходил зеркальный процесс: контролируемый Коломойским менеджмент "Укрнафты" выделил 7,5 млрд грн предоплаты за нефтепродукты, которые опять-таки компаниями Коломойского так и не были поставлены.
Таким нехитрым способом без шума и пыли Игорь Валерьевич заработал на ровном месте 15 млрд грн. Где тут НАБУ? А НАБУ через суды отменило договора поставок, пользуясь тем самым правом, которого на днях его лишил КСУ. В этом месте слышится громкий смех Игоря Валерьевича. Отменить-то НАБУ, может, и отменило. Но, во-первых, эту отмену тоже можно отменить через суды. А во-вторых, и главное – денег в этих прокладках Коломойского давно нет. Само НАБУ признает, что занимается сизифовым трудом. В схеме хищения средств из "Укрнафты" были задействованы 254 компании, 191 из которых либо находятся в стадии банкротства, либо уже ликвидированы. Из 15 млрд грн, как сообщают в НАБУ, «компании пока добровольно вернули лишь 51,7 млн грн». То есть, сумму, которую НАБУ проедает в неделю.
Этот пример наглядно свидетельствует об эффективности отнятого у НАБУ инструмента, о котором так истерически горевали украинские антикоррупционные активисты. «За четыре года работы НАБУ подало в суды более сорока исков. По ним было принято судебных решений о признании недействительными 94 договоров на 4,77 млрд грн. Теперь государство может рассчитывать на возвращение этих средств», - пишет ЦПК. Вот именно. Ключевое тут вот это «может рассчитывать». А может и не рассчитывать. Очень похоже, что хозяйственными исками в НАБУ пытаются подменить деятельность по раскрытию преступлений и передаче дел в суд.
Дело по Укрнафте было открыто в 2016 году, но подозрений по нему до сих пор не объявлено. Как пишет один из экспертов, перспектива подозрений «замаячила», но тут ужасный удар под дых от КСУ.
Да ладно. Если НАБУ позиционирует себя как главный антикоррупционный орган, то почему бы и не расследовать коррупцию. Например, возможный сговор руководства «Нафтогаза», которое представляет государство в «Укрнафте», и миноритарных акционеров?
Линия поведения руководства Нафтогаза менялась за эти годы от осторожного непротивления злу насилием до полного принятия, прощения и слияния. Не вызывало ли вопроса у следователей НАБУ, почему в 2015 году Коломойский ругал Коболева матом, а в 2019 – предлагает назначить премьер-министром? Нет ли тут какой-то причинно-следственной связи?
Вот в прокуратуре, например, подозревали, что Коболев, «злоупотребляя своим служебным положением, не совершал действий по возврату ПАО "Укрнафта" под государственный контроль путем отстранения от исполнения обязанностей предыдущего главы правления компании Питера Ван Хеке и двух других членов правления», лояльных Коломойскому. Что, по версии прокуратуры, привело к «тяжким последствиям для государства в виде увеличения налогового долга ОАО "Укрнафта" на 5,49 миллиардов гривен – до 10,6 млрд.грн».
Может, и НАБУ стоит это поподозревать? А то пока что мы наблюдаем, что долг «Укрнафты» госбюджету в 32 млрд грн, сформированный в результате действий менеджмента Коломойского, «Нафтогаз» собирается погасить – правильно, за счет госбюджета. Об этом механизме уже неоднократно писали, и мы в том числе: 2 миллиарда кубометров спорного еще с 2006 года газа Нафтогаз закупит по цене 2019 года, и еще даст полную предоплату за еще два млрд кубометров.
И бонусом, специально для Игоря Валерьевича, благотворительная акция от государства – планы разделения «Укрнафты» на газовый и нефтяной бизнесы, озвученные Коболевым. Газовый сегмент, который приносит 10% чистого дохода «Укрнафты», должен отойти Нафтогазу, второй, нефть и нефтепродукты, обеспечивающие 90% – Привату.
Как после этого не предложить пост премьера хорошему человеку?
Почему бы НАБУ не расследовать эту коррупционную цепочку, и не передать дела в суд по статье, предусматривающей конфискацию имущества и компенсацию причиненного ущерба государству Украина?
И почему не запросить помощи ФБР? Это особенно уместно будет сделать с учетом того, что Ури Лейбера – представителя миноритарных акционеров «Укрнафты», одновременно являющегося управляющим партнером американского девелоперского бизнеса Коломойского, ее детективы уже допрашивали.