Мы сами творим мир вокруг. Мир не как антипод войны, а как неразделимое целое, непостижимое, но то, что можно лишь испытать, обнять и лицезреть.
Мне скоро уезжать из родного города. Поэтому вот несколько моих выводов.
Видя, как трое мужчин на остановке громко ругаются матом, я прикрикнула на них, тем самым сотворив в мире уважение к личному пространству других и продемонстрировав смелость для других в отстаивании своих границ.
Видя, как мама с сестрой нерешительно выбирают покупки, которые я предложила им подарить, я тем самым сотворила добровольность и уважение к свободе другого самостоятельно определять свой выбор.
Заметив, как продавщицы реагируют на громкие разговоры покупателей поблизости, я сотворила милосердие к несвободе других, улыбнувшись ей и им и тем самым дав понять, что каждый может проявлять слабость, и не нужно их слишком укорять за это.
Когда после похода в кино на фильм «Король лев» с племянницей я после призналась ей, что несколько раз даже всплакнула, я тем самым показала, что проявление человеческих чувств и эмпатия нормально для человека.
И да, если в Украине моя миссия была держать марку ответственного россиянина, другого, не похожего на типичный образ, то в России я демонстрировала, что значит быть украинкой, другой, не типичной для многих. Но главный мой вызов был оставаться человеком. В любой стране.
Я несколько раз за это время признавалась незнакомым, что живу в Киеве и каждый раз я видела только живой интерес и удивление, что все не так, как говорят по телевизору.
Тем самым, я показывала, что значит быть другой, не такой, что ожидают увидеть, а такой, о которой останутся только приятные воспоминания.
Мир, который мы творим, выражается в словах, действиях и поступках. И каждый раз от нашего ответа будет зависеть, какой мир мы создаем. Черно-белый ли, цветной ли, целый ли. Проблема в том, что мы никогда этого сами не узнаем. Так и я не узнаю, какой мир я творила эти дни. Такой, как я представляю себе или совсем иной. Лишь те, с кем мы соприкасаемся, могут однажды перенять то, что они получили от нас. И тогда мы узнаем, что же мы сотворили...
Касание за касанием, рука об руку, шаг за шагом, мысль за мыслью - мы творим мир, который является нашим домом. Мир, в котором есть подарки от нас, есть гадости от нас, а есть то же самое от других.
Но мир, который строят другие - это их испытание, а наше - сделать так, чтобы мой ответ был на каждом новом повороте все лучше, все светлее, все добрее. Но никогда мы не сотворим идеальный мир, потому что сами неидеальны.
Это круговорот красоты, которая каждый раз рождает новое испытание, проверяет на смелость быть честным, порядочным, на способность уважать не только свободу другого, но и его несвободу, на чуткость к жизни, развиваемую только с опытом испытаний, на твердость духа, требуемую тогда, когда мягкость проявлять излишне, на высоту - тогда, когда вокруг мельчат, на внутреннюю стойкость тогда, когда хотят сбить с ног.
И на любовь тогда, когда о ней молчат.
Мир таков, каким мы его творим. И на уровне мира красоты он неделим на страны, он един и потому непостижим, но его можно полюбить и вступить в эту игру касаний, рук, мыслей и чувств. Тогда он откроется как невероятный океан, полный неизведанных глубин, где мы лишь песчинка, но такая, без которой был бы не полон ни один океан.