В 1969 году на месте жестокого убийства пяти человек, в том числе актрисы Шэрон Тейт, в районе Бенедикт-Каньон, к северу от Беверли-Хиллз, полиция обнаружила пару очков в роговой оправе, которые, по их мнению, могли принадлежать убийце.
Роман Полански был в Лондоне, когда ему сообщили об убийстве Тейт, которая в то время была его женой. Преступление оставалось нераскрытым в течение нескольких месяцев после его возвращения в Америку, и Полански стал им одержим. Узнав о найденных на месте преступления очках, он купил измеритель для линз Vigor, объясняет он в своих мемуарах Roman by Polanski, который, как он надеялся, мог бы помочь в расследовании.
И он продолжал брать уроки самообороны у своего друга, актера и мастера боевых искусств Брюса Ли, который в то время брал за занятия почти 1000 долларов в час.
Случайно брошенное слово во время одного из этих занятий заставило Полански ошибочно полагать, что именно Ли мог совершить массовые убийства, хотя, конечно, за убийствами стояли последовательницы Чарльза Мэнсона.
Отношения Ли с Тейт пересматриваются в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», который недавно вышел на экраны. В фильме Ли, которого играет 35-летний Майк Мо, имеет некоторое отношение к жертвам Мэнсона, но в этом случае правда страннее, чем вымысел.
Тейт познакомила Ли с Полански в 60-х. Актриса повстречалась с Ли на съемочной площадке фильма The Wrecking Crew, когда он преподавал карате актерскому составу. Она легко завела дружбу с Ли, который в тот момент только начинал играть в кино, и пригласила его поужинать с ней и Полански, сказав мужу: «Вы двое точно поладите».
Они действительно нашли общий язык, и Полански сделал Ли своим личным инструктором по кунг-фу.
Вскоре после того, как супруги подружились с Ли, Тейт убили. Ли жил совсем недалеко от дома, где в августе 1969 года произошло массовое убийство. Общий друг пары, звездный парикмахер Джей Себринг, тоже погиб той ночью. Себринг был одним из самых близких друзей Ли, именно он помог ему начать карьеру в Голливуде, как говорит биограф Ли, Мэтью Полли.
В «Однажды» Тарантино показывает, как Ли тренируется с Себрингом всего за несколько часов до убийства. В действительности ходили слухи, что Ли приехал в Бенедикт-Каньон в день убийства, но как говорит его биограф, нет никаких доказательств, что это действительно случилось. Вдова Ли, Линда Ли, сказала Полли, что не помнит, чтобы Ли наведывался в тот дом или виделся с жертвами в тот день, и журнал тренировок Ли показывает, что тогда с Себрингом он не занимался.
Однако то, что произошло на самом деле, кажется еще более надуманным.
Спустя несколько месяцев после трагедии Ли сказал Полански во время урока кунг-фу, что он недавно потерял очки. Полански сразу вспомнил очки, найденные возле тела Тейт на месте преступления. «В любом случае, мне они никогда не нравились, - сказал Полански. – Давай после урока я отвезу тебя к моему окулисту и куплю тебе новую оправу в подарок».
«Брюс был единственным, физически способным одолеть сразу нескольких человек, кого Полански знал лично, - говорит Полли. - Брюс был самым жестким парнем, с которым он был знаком, и Брюс знал толк в оружии».
Когда Ли показал окулисту свой рецепт, Полански понял, что его подозрение было необоснованным. Он так и не сказал Ли, что усомнился в нем. И он никогда публично не признавал этого, пока не рассказал об этом в своих мемуарах, которые вышли в 1985 году, спустя десять с лишним лет после смерти Ли.
Вдова Ли, Линда, поразилась абсурдному обвинению, прочитав об этом в книге Полански, по словам Полли, который брал у нее интервью для биографии.
Полли говорит, что менеджер Тарантино запросил копию его книги, в которой упоминается история о подозрениях Полански. Мо, актер, играющий Ли, тоже читал биографию. Но из фильма ясно, что Тарантино очень вольно обошелся с сюжетом.
Семья Ли отказалась от комментариев по поводу нового фильма Тарантино, но его дочь Шеннон Ли ранее в этом году сказала в интервью Deadline: «Что касается фильма Тарантино, я раздосадована тем, что он не обратился ко мне, хотя я знаю, что он много с кем разговаривал – и что-то во мне говорит, что этот фильм не стоит моего времени и энергии. Давайте просто посмотрим, что из этого выйдет».
Тарантино говорит, что он не связывался с Полански перед написанием фильма. Но Полански обратился к нему через друга. «Уже после окончания съемок его друг позвонил мне и сказал, что Роман не зол на меня. Ему было просто любопытно. Что мне было делать? Роман застрял в Европе. Тогда я пригласил этого друга и дал ему сценарий, чтобы он мог позвонить Роману и рассказать ему, что там и как. И что, по сути, ему не о чем беспокоиться».
Полански «застрял в Европе», потому что в 1977 году большое жюри вынесло ему обвинительный приговор в совершении шести уголовных преступлений, включая изнасилование несовершеннолетней под наркотическими веществами. Позже он признал себя виновным в незаконном половом акте с несовершеннолетней, а затем бежал из Соединенных Штатов накануне вынесения приговора. С тех пор он живет в Европе.
Хотя Ли в тот день не было в доме, как показывает фильм, он был глубоко затронут смертью Тейт и Себринга.
«В его сценарии фильма «Тихая флейта» было столько насилия, что даже для той эпохи это было чересчур. Понятно было, что убийства сильно на него повлияли, - говорит Полли. - И когда он переехал в Гонконг и сам прославился, все заметили, что он стал очень нервным. Его дети никогда не выходили из дома без присмотра, и его всегда сопровождали охранники, что было необычно для той поры».