Во вторник, 13 августа, начались работы по очистке территории вокруг собора Парижской Богоматери и самой строительной площадки от свинцовой пыли. Сотни тонн свинца, из которого были сделаны кровля и шпиль Нотр-Дам, расплавились во время пожара. О новом этапе борьбы с его последствиями рассказывают французские СМИ.
LeFigaro объясняет, что очистка от свинцовой пыли будет в основном проводиться методом распыления водной струи под сверхвысоким давлением. К воде добавят активное вещество, изменяющее поверхностное напряжение. Оно увеличивает способность распыляемой жидкости растекаться по большей площади и проникать внутрь почвы и асфальта. Жидкость будут распылять на протяжении всего вторника, затем она будет сохнуть в течение трех дней. Высохшую и застывшую жидкость соберут вместе с загрязнителями — эта операция займет еще пять дней.
Очистка распыленной струей под сверхвысоким давлением проводится быстрее, чем очистка гелем. Этот способ также будет применяться, но к менее доступным поверхностям. Как сообщает радио FranceInter, гель будут практически вручную наносить на малые архитектурные формы — фонари, скамейки. Высыхая, он также будет «захватывать» частицы пыли.
По окончании работ, которые должны продлиться до 23 августа, в квартале снова будут проведены контрольные замеры на содержание свинца, сообщает журнал L’Obs. На протяжении всей операции маршруты автобусов, проходящих по острову Ситэ, будут изменены а пересадочная станция Сен-Мишель-Нотр-Дам — закрыта.
LeParisien сообщает жителям столицы, что работы начнутся с улицы Ситэ, которую перекрыли еще накануне вечером. Полиция поставила вокруг собора оградительные сооружения. По периметру огороженной территории дежурят полицейские, которые разъясняют парижанам и туристам, как им перейти через Сену. Полиция пропускает в эту часть острова только машины скорой помощи, проезжающие в больницу Отель-Дье, расположенную в непосредственной близости от собора.
Реставрационные работы остановлены
До окончания работ по очистке территории в соборе приостановлены реставрационные работы. Рабочие и инженеры вернутся на стройку 19 августа, после введения новых, более строгих мер по охране здоровья. Перед началом операции Libé опубликовала репортаж об их работе. В реставрации собора одновременно были заняты около шестидесяти человек: плотники, каменщики, рабочие, возводящие строительные леса, археологи и промышленные альпинисты. При входе и выходе со строительной площадки каждый из них был обязан пройти через резервуар для смывания пыли с обуви и принять душ. Люди работали в комбинезонах, перчатках, а главное — в самовентилируемых масках, не пропускающих свинцовую пыль. Несмотря на жару, рабочим было запрещено пить воду — достаточно открыть бутылку, чтобы в воду проникли частицы свинца. Никому не было разрешено находиться в центральном нефе, кроме дистанционно управляемых роботов — мини-экскаваторов, разгребавших завалы обломков деревянных конструкций, камня и свинца.
В соборе по-прежнему стоят датчики, фиксирующие состояние сводов. В момент пожара своды защитили собор от горящих деревянных конструкций, — цитирует газета главного архитектора-реставратора Нотр-Дам Филиппа Вильнева. Но во время тушения камни впитали воду, они до сих пор не высохли, так что никто не знает, как поведут себя конструкции дальше. Угроза разрушения все еще существует. К осени реставраторы надеются получить возможность построить деревянный настил внутри собора и по нему ближе подойти к сводам.
Серьезную проблему, как пишет Libé, представляют собой леса, возведенные до пожара для реставрации шпиля. Огонь сплавил эту структуру весом в 500 тонн, и ее невозможно разобрать. В прошлом месяце ее сдвинул с места сильный порыв ветра, и датчики включили сигнал тревоги. Всех находившихся на стройке рабочих срочно эвакуировали.
Кроме того, стройке не хватает места. Для складирования лесов и строительных материалов пришлось занять сквер позади собора и перенести статую Иоанна-Павла II. Ни одно дерево, по требованию экологов, не было срублено, но часть сквера пришлось залить бетоном. На паперти видна большая белая палатка — в нее вывозят остатки разрушенных конструкций. Обсуждается возможность складирования их в помещении автомобильной стоянки под папертью, закрытой с момента пожара.
Как отмечает журнал L’Obs, префектура полиции Парижа вынуждена была прибегнуть к новым мерам по очистке территории, потому что предыдущие операции оказались неэффективными. Префект региона Иль-да-Франс Мишель Кадо, слова которого передает FranceInter, подчеркнул, что реставрационные работы начнутся только после завершения инспекции по технике безопасности труда и приведения строительной площадки в полное соответствие принятым нормам.