Следующее сражение Америки с Китаем разворачивается на блестящем новом заводе в Чикаго, который пустует, за исключением корпуса для двух вагонов метро и места для будущего бизнеса, который вряд ли появится.
Китайская государственная компания CRRC Corporation, крупнейший в мире производитель поездов, в этом году завершила строительство объекта стоимостью $100 млн в надежде получить контракты на производство вагонов метро и пассажирских поездов для таких американских городов, как Чикаго и Вашингтон.
Но растущие опасения по поводу экономических амбиций Китая и его шпионских маневров вот-вот поставят на этих планах жирный крест. В скором времени ожидается, что Конгресс примет закон, который фактически запретит компании конкурировать за новые контракты в Соединенных Штатах, ссылаясь на проблемы национальной безопасности и экономики. Белый дом выразил свою поддержку этим мерам.
Попытка Вашингтона помешать китайской компании продавать железнодорожные вагоны на территории Америки - это новый виток эскалации торговой войны, которая быстро переросла из спора по поводу тарифов и интеллектуальной собственности в более масштабную борьбу за экономическую и национальную безопасность.
Президент Трамп и законодатели обеих партий все больше обеспокоены экономическими и технологическими амбициями Китая, который создал передовые мировые отрасли, в том числе производящие новейшие технологии наблюдения. Эти опасения побудили Вашингтон шире взглянуть на потенциальные риски, не ограничиваясь попытками ограничить китайский импорт.
В дополнение к введению тарифов на китайские товары на сумму $360 млрд, администрация запретила китайским компаниям, включая телекоммуникационный гигант Huawei, покупать важнейшие американские технологии. Она стремится ограничить фирмы в экспорте из Соединенных Штатов в Китай таких технологий, как искусственный интеллект и квантовые вычисления. Конгресс дал администрации широкие полномочия блокировать китайские инвестиции по соображениям национальной безопасности.
Теперь законодатели добавили в законопроект о военных расходах положение, которое не позволит использовать федеральные деньги на покупку поездов метро у государственных или контролируемых государством компаний, что фактически блокирует деятельность CRRC.
Билль получил двухпартийную поддержку законодателей, которые утверждают, что такие компании, как CRRC, представляют собой угрозу для Соединенных Штатов. Частично проблема заключается в экономическом росте. В связи с быстрым развитием своей экономики, Китай вкладывает деньги в создание конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, часто создавая избыточные мощности на производстве стали, солнечных батарей и поездов.
Из-за этого снизились цены для потребителей, в том числе американских налогоплательщиков, которые платят за вагоны метро. Хотя американские компании не произвели ни одно вагона метро за последние несколько десятков лет, низкие цены CRRC вызвали среди американских компаний по производству грузовых поездов опасения, что компания может в конечном итоге вступить в их бизнес-сферу и разрушить ее.
CRRC постоянно обходит своих конкурентов, получая контракты у городских транспортных агентств с устаревшей инфраструктурой и ограниченными бюджетами.
Законодатели утверждают, что китайские государственные компании не стремятся к прибыли: политика правительства Китая направлена на доминирование в таких ключевых мировых отраслях, как электромобили, робототехника и железнодорожные перевозки. Кроме того, политики - наряду с конкурентами CRRC - говорят, что они обеспокоены тем, что вагоны метро, изготовленные китайской компанией, могут предоставить Пекину новые возможности для шпионажа и создать угрозу для саботажа американской инфраструктуры.