Тема децентрализации сегодня не просто актуальна, а, в свете минских обязательств, которые принял за именем Украины президент Порошенко, и с учетом качества изменений в Конституцию, им же поданных, злободневно - пугающая, пишет investigator. При этом уже как-то забылось, что не так давно эту тему мы обсуждали довольно спокойно, вразвалочку изучая европейский опыт. Особенно польский. Премьер Яценюк неоднократно обещал, что именно польская модель децентрализации ляжет в основу конституционных изменений в стране. Президент Петр Порошенко, в свою очередь, пригласил группу польских экспертов-советников по вопросам реформы самоуправления, чтобы они помогли Украине разработать план децентрализации. Однако через год работы оптимизма у экспертов поубавилось.
В чем проблема?
Первая проблема Украины — отсутствие персонально ответственных за реформы, говорят польские эксперты, с которыми автору довелось общаться во время недавней по международному проекту «Украинская школа журналистики», который проходил при поддержке министерств иностранных дел Польши, Канады и польской общественной инициативы «Свободная Беларусь»
Хотя перечень «потому что», на самом деле, довольно длинный. Политическая монополия, клановость политики, иерархическая зависимость, безответственность, нежелание вкладываться в сроки, — основные проблемы, которые называют польские специалисты, говоря о реформе децентрализации в Украине. В Польше в 90-х было меньше года на создание и проведение реформы. Страна была практически на грани банкротства, инфляция составляла 600%, впереди маячили выборы, зато была политическая решимость. «В Украине сейчас в сотни раз больше экспертов, чем было в Польне в начале пути к децентрализации. Однако этот путь ваша страна никак не начнет», — с иронией говорит польский политик, экономист, депутат парламента и экс-мэр Варшавы Марцин Свенцицки, который возглавлял группу польских экспертов, помогавших Украине.
"Мой главный совет — определить и назначить главного эксперта, который сможет взять на себя ответственность за все реформы в Украине. Сейчас я не вижу четких планов", — говорит политик.
В Польше в 1989 году человеком, непосредственно отвечающим за реформы стал Ежи Регульский — он был уполномоченным правительства. Вместе всего лишь с тремя экспертами (Михал Кулеша, Йозеф Плосконка и Ежи Миллер) и за рекордные 8 месяцев они пересмотрели более 90 законов в части разделения компетенции — чем будет заниматься непосредственно местная власть и за что отвечать центральная. Как итог — в 1990 году прошли первые выборы местных органов власти и — новая реформа в действии.
Как это устроено в Польше?
Сейчас систему управления в Польше выглядит так: гмина (наш аналог громады. Их в Польше 2479)-повет (район, 314) — воеводство (область, их всего 16). Именно гмины решают вопросы коммунального хозяйства, социальной помощи, начального образования, здравоохранения. Они имеют собственные бюджеты, на их балансе здания состоящие из местных налогов и сборов. Плюс свою долю в общенародном налоге (налоги на доходы физлиц, предприятий), а также получают долю из государственной казны, например, субсидию на образование (которую рассчитывают на количество студентов). По сути, надзор за гминами остался на уровне воеводств с т.з. согласованности с законом. Т.е. у местной власти теперь не пройдут «отмазки», что на дороги или содержание школ не дали денег — ответственны за уровень жизни именно власти гмины.
Что сделать Украине?
Главная проблема украинцев, уверены в Польше, в том, что мы считаем, что реформы приведут нас к сепаратизму. Однако «польский план» не предусматривает децентрализации войск, милиции или внешнеполитической деятельности. А — лишь децентрализацию в коммунальной сфере, в привлечении инвесторов, образовательной, социальной сфере и здравоохранении.
«Чем меньше денег, тем лучше надо ими распоряжаться. Из Киева не видно, что делается на местах и в чем именно люди больше всего нуждаются», — говорит Свенцицки
Украине необходимо придерживаться простых правил: разделение компетенции, новые люди, политическая воля руководителей, поддержка общества.
«А проблемы с финансированием тех же экспертов не должно быть. Сегодня много международных фондов заинтересованы в помощи Украине: польские, канадские, британские, шведские. Проблем с финансированием не будет. Думаю, за полгода Украина могла бы провести эту реформу. Однако сделать это лучше до выборов, ведь формировать органы власти старого образца — бесперспективно», — говорит экс-мэр Варшавы.
Ему вторит и польский политик, юрист, экс-председатель Конституционного суда Польши Ежи Стемпень.
«Если бы я был президентом Украины, я бы поставил на создание системы прозрачных реестров, местного самоуправления и независимых судов. Это создает условия для развития. Украинское общество, СМИ должны требовать этого от власти, потому что это ее компетенция. Делать нужно начинать сразу, не отвлекаясь на второстепенное. Когда-то мы местали о падении СССР, но не совсем верили. Однако готовились к этому. И когда появилась возможность — начали внедрять свои научные разработки, идеи. И эта реформа спасла Польшу от олигархии, которая сейчас тормозит Украину», — говорит политик.
Что получила Польша?
На поддержку децентрализации Польша получила от ЕС 6 миллиардов евро — с 1999 по 2004 год. Однако затем должна была сама проводить реформу. Но после вступления в ЕС в 2004, Польша получила возможность использовать деньги политики выравнивания ЕС.
Сначала получила от ЕС транш в 12 млрд евро. «И если раньше мы думали, как залатать дыры в бюджете, то теперь наша политика — долгосрочные перспективы и планирование», — говорит Мариуш Франковски — директор Мазовецкого отдела по реализации программ ЕС.
29% процентов суммы европейских траншей можно было отправлять напрямую в регионы, которые могли тратить их на свое усмотрение. В результате ВВП страны поднялся с 4% в 2003 году до 68% в 2013; страна получила 2 миллиона новых мест работы
Тема децентрализации сегодня не просто актуальна, а, в свете минских обязательств, которые принял за именем Украины президент Порошенко, и с учетом качества изменений в Конституцию, им же поданных, злободневно- пугающая. При этом уже как-то забылось, что не так давно эту тему мы обсуждали довольно спокойно, вразвалочку изучая европейский опыт. Особенно польский. Премьер Яценюк неоднократно обещал, что именно польская модель децентрализации ляжет в основу конституционных изменений в стране. Президент Петр Порошенко, в свою очередь, пригласил группу польских экспертов-советников по вопросам реформы самоуправления, чтобы они помогли Украине разработать план децентрализации. Однако через год работы оптимизма у экспертов поубавилось.
На новый финансовый период (2014–2020 гг.) ЕС запланировал для Польши еще 82 млрд евро.
«Однако программу децентрализации разработали мы сами, осуществляли ее непосредственно на местах, а Евросоюз лишь со временем одобрял. Сначала мы думали о модернизации инфраструктуры — построили аэропорт, дороги, новые школы, канализацию и больницы. А теперь вкладываем деньги в развитие людей, их потенциала», — говорит Франковски.
«Если Украина хочет измениться, то ей необходимо окончательно оторваться от «российского» пути развития, сближаться с западом. Ес — это не просто получение денег, это унификация законодательства, выполнение четких правил. А первый шаг к этому — децентрализация власти», — уверен эксперт.
Проект «Украинская школа журналистики» реализуется в рамках Польско-канадской программы поддержки демократии, софинансированной с программы польского сотрудничества, направленного на развитие Министерства иностранных дел РП и канадского Министерства иностранных дел, торговли и развития.