Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подал в суд на французский журнал Le Point, который на этой неделе разместил на обложке его портрет с заголовками «Этническая чистка — метод Эрдогана-истребителя» и «Позволим ли мы уничтожить курдов (и угрожать Европе)?».
«Мы не отступим»
Иск был подан в генпрокуратуру Анкары по факту нарушения статьи Уголовного кодекса «Об оскорблении президента». Ответчиками выступают главный редактор французского издания Этьенн Жернель и Роман Губер, главный редактор международной рубрики, в которой в номере журнала Le Point за 24 октября вышла статья о политике Турции в отношении курдов
В этот же день официальный представить турецкого президента Ибрагим Калын обвинил французский журнал в клевете и написал в своем Twitter, что «Франция колонизировала многие африканские страны», а также «уничтожила тысячи людей, занималась работорговлей и наблюдала за геноцидом в Руанде».
На следующий день после подачи иска против издания главный редактор опубликовал колонку на сайте Le Point, в которой назвал «логичным» то, что турецкому президенту не понравилась статья, где репортер рассказывает о «вымогательствах в отношении курдов, их выселении, а также страхе быть уничтоженными».
Редактор заверил, что не собирается отказываться от своих слов. «Напротив, тот факт, что он (президент Турции) подает против нас иск за оскорбление, похожее на преступление против его величества, подтверждает правильность нашей предыдущей статьи, вышедшей в мае 2018 года под заголовком „Диктатор“. Он открыто выступил против нашего журнала, а во Франции его сторонники срывали с киосков наши обложки. Тогда издание получило смертельные угрозы», — написал Этьенн Жернель.
Автор отметил, что в Турции многие журналисты находятся в тюрьме, и, видимо, Эрдоган полагает, что его цензура может действовать и в стране со свободой слова. «Мы не отступим», — заверил главный редактор издания.
«Этнические чистки и «пленники истории»
На этой неделе Le Point опубликовал серию статей о политике Турции в отношении курдов. Она начинается публикацией главного редактора международной рубрики Романа Губера, который озаглавил ее так: «Этнические чистки: как брошенные Западом курды в очередной раз оказались пленниками истории».
«После вывода американских войск из севера Сирии, курдам, оказавшимся перед угрозой турецкого вторжения, долго не пришлось искать новых союзников. У них не оставалось другого выхода, как обратится к Башару Асаду и к его главному союзнику, России», — пишет издание Le Point.
«За все годы конфликта сирийские курды окончательно не сожгли мосты с Дамаском. В обмен на нейтралитет в ходе антиправительственных демонстраций, начавшихся в 2011 году, курдские лидеры в Сирии получили возможность широкой автономии в регионах с преимущественно курдским населением. После начала американцами военной операции в 2015 году курды фактически создали автономное государство. Конечно, это не был „демократический рай“, но все же действие местных советов в Рожаве (самопровозглашенное в 2016 году федеративное образование) позволило организовать мирное сожительство различных общин, в особенности после победы над радикальной группировкой ИГ», — рассказывает автор статьи.
«Обратившись за помощью к Москве и Дамаску, курды поставили крест на своей мечте о независимости ради спасения мирных жителей. Судьба курдов оказалась в руках Владимира Путина, который без единого выстрела стал главным игроком в регионе. Россия рассчитывает надолго сохранить это лидерство, чем и можно объяснить жест доброй воли в отношении Анкары. Турция приобрела российскую систему С-400, россияне строят первую АЭС на турецкой территории, а также газопровод „Турецкий поток“», — перечисляет Le Point.
«Американцам сказать нечего. Запад переживает потрясающее фиаско, в первую очередь в области дипломатии, но также в плане безопасности. Ведь американцы оставляют территорию, на которой ИГ имеет множество „спящих“ ячеек. Сегодня курды заботятся в первую очередь о своей безопасности, и у них нет прежних возможностей уследить за джихадистами, в том числе иностранными, которых они до сих пор тысячами удерживали в своих тюрьмах. После начала турецкой операции 9 октября более чем 800 из них удалось сбежать.
Фиаско Запада заключается также в фактическом признании со стороны Евросоюза своей слабости. 28 европейских государств собирались принять санкции в отношении Анкары, но они не последовали. Похоже, в Брюсселе услышали шантаж турецкого руководства, которое в ответ на критику европейских стран пригрозило открыть путь 3.5 миллионам беженцев в Европу. Кроме Франции и еще нескольких стран, прервавших лицензии на поставки оружия Турции, большинство членов ЕС отказались применять санкции против Анкары.
Некоторые сотрудники американской администрации после объявления Трампа о выводе американских войск сочли за долг предоставить курдам информацию о движении турецких войск и времени начала военной операции. Впрочем, этого, как и договора о временном перемирии Майкла Пенса с турками, оказалось недостаточно для того, чтобы забыть оскорбительное отношение», — отмечает издание.
Le Point напоминает несколько исторических фактов. После окончания Первой мировой войны Севрский договор 1920 года предполагал создание курдского государства, однако тогда британцы и французы очень быстро забыли о взятых на себя обязательствах. С тех пор игроки в регионе пытались использовать курдов в своих интересах, как, например, в 1970 году Иран, который при поддержке американцев оказывал прямую помощь курдам с целью ослабить Ирак, союзником которой тогда выступала Москва. В 80-е ходы Хафез Асад также разыгрывал курдскую карту, чтобы ослабить Анкару.
В то время сирийские власти предоставили курдскому лидеру Абдулла Оджалану политическое убежище в ливанской долине Бекаа, находящейся под контролем Дамаска. Издание также напоминает, как в 1988 году режим Саддама Хусейна устроил газовую атаку против курдов в Халабдже. Тогда США никак не отреагировали на действия своего иракского союзника. Во время войны в Персидском заливе курды, восставшие против Багдада, также стали жертвой репрессий.
Издание подчеркивает, что происходящее сейчас — далеко не первое предательство в отношении курдов, которые в очередной раз стали пленниками истории. Безусловно, они слишком слабы, чтобы противостоять Турции, но и достаточно сильны, чтоб не сдаваться без боя.