Тонус реформ едва слышен. Макрофинансовая стабилизация, заботливо навеянная из вашингтонских кабинетов штаб-квартиры МВФ, и сопутствующее ей ужесточение фискальной политики, молчаливо приветствуемое как в правительстве так и в парламенте, стали единственно организованным, магистральным направлением государственной политики последних месяцев. Тут не видно было споров и колебаний (нормативный турборежим как никак), а возражения, протесты и попытки переговоров со стороны бизнеса были тщетны или игнорируемы. Свидетельство этому:
- зомби-программа правительства в части блока Минфина, в которой модернизацию налоговой и таможенной политики сжато до примитива, а комплексная реформа контролирующих органов, бездарно проводимая с 2014 года, представляет собой набор лозунгов из разряда «снизим налоговую нагрузку на бизнес» (не уточняя как, за счет чего и на сколько) или «оновити не менше 50% керівників у центральному апараті та територіальних органах» (ротация бюрократов выдается за реформу);
- невнятный консервативный бюджет-2020 в первом чтении с акцентом на ухудшение во втором (чему виной рост налогов и сборов для удовлетворения депутатских пожеланий);
- принуждение к тотальному применению кассовых аппаратов с 2021 года как элемент борьбы с теневой экономикой (хотя эффект, скорее всего, будет обратным);
- и напоследок вершина политики "налоги построже" -законопроект 1210-1, содержащий критический набор пыточных методов сбора налогов - от начала "охотничьего сезона" на незарегистрированные постоянные представительства нерезидентов и бизнеса украинских инвесторов за рубежом, до делегирования фискалам широких прав на непризнание затрат компаний ("деловая цель") и первичных документов плательщиков налогов («несоответствия первичных документов реальным (фактическим) условиям и обстоятельствам совершения сделки или поведению налогоплательщика»).
Украинские бизнесмены должны еще помнить те смутные времена, когда приходилось массово оспаривать в судах непризнание налоговыми органами затрат по признаку не связанности последних с хозяйственной деятельностью или мнимости операций. К сожалению, подобная "гармония" может вернуться.
В то же время, по принципу кнута и пряника, четкий крен государства на усиление собираемости налогов смягчен не был. Кнут вышел уж очень огромным, а про пряник начисто забыли. Отдельные разумные инициативы, как то амнистия капитала (проект 1232), устранение несправедливостей в сфере взимания ЕСВ (проекты 2190-1 и 2166), "улучшательство" в сфере малого бизнеса и упрощенной системы налогообложения (проекты 2200, 2209, 2274 и 2338), отмена акцизов на авто (проект 2342):
- так и не получили импульса на реализацию (ни один не принят в качестве Закона);
- остаются не системными, фрагментарными и хаотичными;
- нивелированы откровенно популистскими проектами типа 2250 (некомпетентное копирование инициатив польских властей про полное освобождение от НДФЛ и ЕСВ зарплат украинцев моложе 27 лет) или 2252 (срочная отмена военного сбора - с 01.01.2020).
В сухом остатке: самая экономически несвободное государство Европы с 4 млн наших сограждан, вовлеченных в трудовую миграцию, остается в 2020 году с недружественной и репрессивной налоговой системой, обслуживаемой не реформированными контролирующими органами.
Ничего из указанного не способно породить украинское экономическое чудо. И это нужно срочно исправлять.
Наша фискальная система тяжело больна, а откладывать лечение больше невозможно или процветания в нашей стране нынешнее поколения украинцев не увидят, обреченные на хождение по кругу неудавшихся реформ и разочарований. А впереди обещанные Малая (весной) и Большая (к концу следующего года) налоговые реформы.