Что такое развитие капитализма где бы то ни было? Это, кроме прочего, увеличение числа добросовестных, законопослушных предпринимателей, умеющих за себя постоять. Это упорядочивание товарно-денежных отношений. Упорядочивание здесь - от слова «порядочность».
Сама жизнь, природа вещей тащит капитализм в эту сторону. Она убеждает предпринимательское сообщество, что честно накапливать капитал в конечном счете выгоднее и надежнее, чем ловчить.
Не кто-то со стороны, не «пролетариат» с «трудовым крестьянством», не «трудящиеся» с их «защитниками», а именно он, класс «эксплуататоров», постепенно добивается, что защита частной собственности и свободного предпринимательства от паразитов становится действительностью, а не сотрясением воздуха, как пока что в России.
Что ни возьми, все упирается в то, что называется культурой в самом широком смысле, во всё, что идет не от Бога, а от работы человека над своей природой, от его искушенности, натасканности. Не случайно едва ли не главное новое слово в современном русском деловом языке, взятое у Запада – тренинг. Разного рода тренингами уже охвачены тысячи. Это знак того, что они все-таки Европа, это залог того, что ею они пребудут и прирастут, если, конечно, устоят против русской же дури и лени.
Русский тренинг – жестокий тренинг, но русские не первые и наверняка не последние, кто ему подвергается.