Провинциализм, местечковость, как объяснял Лев Толстой, - это неспособность видеть подлинные размеры вещей, их соотношения (пропорции), знать, что сколько весит и стоит. Когда-то я учил себя: «Нельзя писать об открытии Таганского мыловаренного комбината так, как об открытии космодрома – тем же тоном, в тех же выражениях. Эти объекты и события путают только журналисты-любители, они же провинциалы».
Это относится не только к журналистике, а намного больше - к политической деятельности, государственной службе – ко всему.
Провинциализм – это любительство, это партизанщина, это несолидность, это не чуять под собою ног, не знать своего шестка, это простодушное самодовольство, с каким начальник президентской канцелярии в Украине рассуждает о министре внутренних дел, как о своем подчиненном, да и обо всем правительстве, и о парламенте, и чуть ли не об ООН, не говоря об американском Белом доме.
Кто он есть? Самое большее – завхоз (не директор!) мыловаренного комбината, а подает себя так, словно он даже не начальник космодрома, а его создатель. Конечно, на деле он то, что называется не первое лицо в стране, но и не второе, но помалкивать об этом, не выставляться – не хватает ума. Тщеславие побеждает. Таких называют выскочками. Я, Я, Я! К чертям собачьим государственно-бюрократические приличия, извечный, беспартийный и безыдейный и оттого удобный и надежный порядок прохождения дел!
Увлеченные дурачки, считающие себя революционерами, разрушают и без них едва наметившийся украинский государственный порядок и распорядок. Выглядит это как пренебрежение официальностью, расписанием подчиненности, полномочий и ответственности, ведомственности (от слова ведать!), казенности (от слова казна!) – всем тем, что именуется камералистикой: словом, которого они в своей жизни не слышали.
Зато не могут обходиться без слова «команда», «мы – команда». Председатель парламента, не способный прямо и откровенно ответить обществу ни на один, самый невинный, вопрос, то есть, человек принципиально без-ответ-ственный, - этот человек вдруг признаётся по местечковой простоте, что постоянно вступает в трудные дискуссии по делам законотворчества и госуправления с упомянутым канцеляристом! Потому как они, видите ли, - «команда».
Ничему они не научатся – не успеют.