Внушить миллионам некую ложную идею, на самом деле, не так сложно. Особенно, когда эта идея базируется на посыле «вас обманывают, а на самом деле…». Например, в 21 веке в мире существует огромное количество тех, кто считает, что Земля – плоская. Они собирают конференции, выпускают книги «200 доказательств того, что Земля плоская», публикуют ролики в Ютубе с «доказательствами». Не меньшее количество противников вакцинации, считающих, что прививки вызывают синдром Дауна, аутизм и дальше по списку. В Украине тоже нашлось целых 73% пришедших на выборы (13,5 млн человек), которые поверили в то, что сейчас их обманывают, но если они проголосуют за юмориста с телеканала Коломойского, то все будет по-честному.
Сформировать эту веру позволил ряд фактов. Один из которых – информационные атаки, даже не атаки, а многолетние стационарные кампании оппонентов предыдущей власти, объединённые общим тезисом «нами (а точнее, вами) управляют коррупционеры, вас обманывают». Поверить в то, что вас обманывают, очень легко. Потому что это сразу же дает объяснение собственных неудач. Часть обвинений были обоснованными, часть были полуправдой, которая часто еще хуже лжи, а часть была просто ахинеей. Но народ, «уставший от барыг», верил всему, не отделяя и даже не пытаясь отделять зерна от плевел.
И в общем, эту внушаемость можно понять. Еще бы. Когда телеканалы Коломойского и Пинчука в новостях и отдельными выпусками квадратно-гнездовым способом засевают ваш мозг мыслями о том, что «Роттердам+» - это коррупция, и мы все за нее платим, и поэтому мы такие бедные», когда Герус в течение двух лет еженедельно пишет по три поста (это не шутка, мы проводили подсчет) о «Роттердам+», и рассказывает в «Украинских сенсациях», что когда вы сливаете воду туалете, то платите Порошенко и Ахметову, то какая-то часть из этих зерен начинает прорастать.
Тем более, когда мнение телевизионных проекций Коломойского во главе с Сашей Дубинским поддерживают проекции Сороса и Пинчука – генералы антикоррупционной карьеры Сергей Лещенко и Виталий Шабунин. А их друг директор НАБУ Сытник даже заводит дело, периодически надувает щеки, делает сложное лицо и что-то говорит об ущербе и финишной прямой. Это ведь только сейчас соросята на ножах с Игорем Валерьевичем. А в теме «Роттердам+» еще какой-нибудь год назад у них было трогательное единение и синергия.
И вот когда такие мощные группы влияния говорят вам, что дважды два пять, а «Роттердам+» влияет на ваши платежки и вообще это коррупционная рента, вы начинаете думать: а может, действительно пять, может действительно - влияет? Ведь это же сам Шабунин. Его же не зря зеленкой поливали, он нас защищает! Эх, ребята. Сказано же было, не сотвори себе кумира. Вот и выходит потом. Говорил как Лев Толстой, оказался грантоед простой. Сейчас, когда информационные насосы и Коломойского, и соросят направлены на другие цели, стоит разобраться, кто, кого и когда на самом деле грабил.
Итак, что происходит сейчас? Вчера Рада, как было сказано в официальных релизах, отменила импорт электроэнергии из РФ. На самом деле эти утверждения, что уже стало привычным для новой власти, оказались профанацией. Импорт был перекрыт только по двусторонним договорам из России, а в главном сегменте «рынок на сутки вперед», где и формируется цена, никаких ограничений введено не было. Да и импорт по двусторонним договорам может быть открыт в любой момент решением Кабмина. И уже сейчас можно импортировать из Беларуси, система которой объединена с российской, а новая АЭС построена на российские кредиты.
Российский ресурс обваливает цену на украинском рынке, потому что поставляется по рекордно низкой цене – 1,32-1,36 грн за квт/ч. Что на 20% ниже, чем РФ поставляет собственным потребителям. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять, что демпинг, особенно, когда речь идет о России и энергоносителях, является механизмом уничтожения внутреннего производителя, получения контроля над рынком, и в дальнейшем – политического шантажа. В ответ на этот аргумент сторонники мышебратской диверсификации говорят, как Янукович при заключении Харьковских соглашений – ну это же дешевле. В ответ можно возразить: ну давайте тогда откажемся от Крыма, Путин даст кредит или даже просто за него заплатит, это будет дешевле. А потом от Одессы, и от Днепра, Николаева и Херсона, будет супердешево. Распродажа просто.
С политической точки зрения все очевидно. Но даже если посмотреть на дело с экономической точки зрения, то оказывается, что цены на электроэнергию для промышленных потребителей, сопоставимые с сегодняшними, были в Украине без всякой братской помощи Росатома. После введения "Роттердам+" в 2016 по итогам года среднегодовой тариф на отпуск электроэнергии тепловыми электростанциями составлял 1,19 грн/кВт. В 2017 он был на уровне 1,33 грн, в 2018 – вырос до 1,8 грн. Ну вот и коррупция – вырос же. Почему не остался на уровне 1,10 грн?
Чтобы ответить на этот вопрос, просто напомним, чем была на самом деле демоническая формула. В Украине два главных производителя электроэнергии – атомные и тепловые станции. Первые – это базовые мощности, второе – маневренные, необходимые для прохождения пиков потребления электроэнергии утром и вечером. Резко увеличить или уменьшить мощность АЭС в такие периоды нельзя, проблема решается с помощью теплогенерации, работающей на угле.
До 2016 года тарифы на электроэнергию и цены на уголь для ТЭС и ТЭЦ регулировались вручную, волевым решением. Шахты получали миллиардные дотации, которые разворовывалась, и до шахтеров доходили крохи. Запад требовал от Украины рыночных механизмов в энергетике, что было зафиксировано в Соглашении об ассоциации с ЕС. А именно – в статье 269 Украина брала на себя обязательства по переходу на рыночное ценообразование в секторах газа и электроэнергии для промышленных потребителей.
Необходимость этого перехода усилилась после потери главных районов добычи антрацита, которые остались в ОРДЛО. Все помнят связанную с этим нестабильность работы энергосистемы в 2014-2016 годах, когда, особенно в областях, были постоянные перебои с электроэнергией. Был разработан механизм, который сохранил внутреннюю угледобычу и сделал экономически целесообразными внешние поставки угля на ТЭС. Цену угля привязали к биржевому индексу угля на бирже Роттердама, на который ориентируется большинство европейских потребителей, точнее к его среднему значению за последние 12 месяцев, что давало возможность сгладить колебания цены. Плюс – стоимость доставки в Украину. Одно из ключевых обвинений – «вы не возите уголь из Роттердама» - это, как правило, успешная имитация идиотизма. Ну или действительно глубокий умственный дефицит.
По тому же принципу работает и газовый рынок, и рынок автомобильного топлива, живущий по котировкам. И Коломойский, продающий свое топливо, почему-то не вычитает из его цены доставку, а продает в одном диапазоне с импортерами. Если хотя бы 5% рынка составляет импорт, то этот рынок будет на него ориентироваться. Как вверх, так и вниз, что показывает ситуация с импортом российской электроэнергии. А если рассчитывать стоимость доставки для каждой поставки, то это будет уже не общая формула, а возврат к ручному регулированию. К слову, старший вице-президент международного агентства Argus Джим Николсон о «Роттердам+» говорил буквально следующее: «Логично, что Украина использует данный угольный индекс при формировании своих тарифов на электроэнергию». Купили барыги, мы же это знаем.
Ключевая вещь. Никакого влияния на тарифы для населения формула не оказывала от слова «совсем», и касалась только промышленных потребителей. Да, перекрестное субсидирование за счет бизнеса, отказаться от которого требовал МВФ. Но проклятые барыги сделали конкретные вещи: удержали от развала энергосистему, отказались от закупок электроэнергии у РФ, создали рыночный механизм вместо коррупционного социализма как промежуточную ступень к рынку, и все это на фоне самых низких в Европе тарифов для населения на электроэнергию.
А теперь ответ на вопрос, почему тариф теплогенерации не остался на уровне 2016 года? Потому что рост цены угля на мировых рынках совпал с введением формулы "Роттердам+". С 40 долларов она выросла до 90. Пик был достигнут в конце 2018 года. Потом началось падение. Это рынок. Именно поэтому Герус и заявлял в начале 2019, что «Роттердам+» «перестал работать». На самом деле просто начала падать цена угля. И сейчас цена составляет примерно 45 долларов.
У барыг была очень неблагоприятная внешняя политическая и экономическая конъюнктура. От начала и до конца. Несмотря на это, они отказались от газа и электричества в российской мышеловке. Зеленскому – наоборот, везет. Пока что. Но что получается в сухом математическом остатке? При барыгах в 2016 году при той же цене угля цена электроэнергии была аналогична цене российского демпинга на свободном рынке сейчас. Так в чем же тогда коррупция, где тогда «рента» и где 10 миллиардов, которые ежемесячно или ежедневно (Андрей Герус, напомните, как точно), зарабатывал Порошенко и Ахметов?
И что там уже три года расследует Сытник? Которого сейчас по настоянию Коломойского бодрит Саша Дубинский. Обращает на себя внимание синусоидность этого взбадривания. Его то нет вообще, то начинаются адресные акции устрашения: Саша вспоминает про землю в Крыму и Буче, тендеры НАБУ, а потом на месяцы умолкает. Связано это с тем, что глава НАБУ то послушно выполняет распоряжения Богдана, то начинает отлынивать.
Сейчас Сытник в очень неприятной растяжке и делает вид, что не понимает, в чем дело – он же дал «результат»: задержал сотрудников НКРЭКУ и ДТЭК, заочно арестовал Вовка и объявил в международный розыск. Пусть фейково объявил, но объявил же. А проблема для Сытника и САП в том, что Коломойский требует передачи в суд, а дело состоит из одних сплошных белых ниток. Чистый дистиллированный фейспалм. Все экспертизы по делу признали законность формулы. И поэтому (а как еще?) детективы сами на коленке накидали «ущерб», в СБУ эти протоколы набушных мудрецов завизировали и назвали «экспертизой». Сытник бы очень хотел порасследовать еще года три, потому что в суде может оказаться, что подсудимыми должны быть обвинители.
Ну а сегодня те же или почти те же люди, что героически боролись с «Роттердамом», ведут новый дискурс – о том, что не надо вакцинации от инфекции русского газового и электрического мира, что Земля – плоская, что западная цивилизация где-то с другой стороны этого блина и для нас недосягаема, а одна из черепах, на которой стоит земля, в лаптях, с АК-47 и пачкой нефтедолларов – наш ближайший сосед, и с ним надо считаться и взаимовыгодно сотрудничать.