Существенно растеряв в угаре турборежима стартовый потенциал, парламент и власть в целом к концу года так и не дали ответы на ключевые для роста экономики Украины вопросы:
- налоговая реформа
Мертвая тишина в принципиальных вопросах снижение налогов на труд и введение налога на выведенный капитал. Более того, к концу года сроки подготовки налоговой реформы плавно увеличились с "весна-2020" в "июнь-2020" (хотя указанная дата является критичной с точки зрения соблюдения норм Бюджетного и Налогового кодексов о своевременности внесения изменений к бюджету-2021);
- системная дерегуляция и упрощение условий ведения бизнеса
Не заладилось с самого начала, с малым бизнесом произошло обратное - тотальная фискализация и во многом не справедливые обвинения в массовом уклонении от уплаты налогов. Хотя, сейчас в ВРУ сразу несколько "извинительных законопроектов" об улучшении жизни маленького украинца от бизнеса (2274, 2338 и 2338-1, 2437, 2440, 2453, 2501, 2524). Но успокоить людей будет сложно, а восстановить уровень доверия тем более;
- комплексная реформа контролирующих органов
Идет очень медленно, а в части налоговой составляющей с переводом из старой службы в новую более 90% сотрудников практически законченная идеологическим проигрышем. За четыре полных месяца даже на законодательном уровне не смогли ликвидировать налоговую милицию и создать Бюро финансовых расследований.
Еще добавим сюда отсутствие результатов по большой приватизации и расколовший общество рынок земли, заморозку амнистии капиталов, а из функционального - раздрай групп влияния (правильные решения теперь преодолевают внутреннюю дискуссию и неприятие), нескоординированность усилий ветвей власти (кто конкретно за что отвечает и за кем окончательное принятие политического решения), отсутствие четкого горизонта и перспективы (одни говорят одно, другие другое), излишне назойливая и покорно воспринимаемая опека внешних кредиторов, которая пять последних лет во многом заставляла утратившую власть группировку делать реформы а теперь ставшая по сути их цензором и оппонентом.
Таким образом, Украина и в 2019 году не смогла пойти на ключевые радикальные экономические реформы. Экономика, во многом усилиями аграриев (спасибо за рекордные урожаи) и гастарбайтеров (прислали в страну 12 млрд дол), спасает себя сама, в том числе и от государства. Основное, за что еще можно бороться сейчас, – это прозрачность и мотивация. В таких условиях отдельные позитивные инициативы, как то "Гастарбайтер вернись" или "Всеобщая цифровизация сервисов государства", хотя уже ничего стратегически не решают, но оставляют шанс на перезагрузку и быстрый старт в следующем году.