Моя семья в этом году отнесет на местные выборы семьсот тысяч гривен. Половину своих денег и половину от наших соседей. Выборы устроены так, что ты на них можешь не ходить, но финансово участвовать все равно обязан. На собранные деньги нам следующие пять лет будут ремонтировать дороги, учить наших детей и лечить нас самих.
Предположим, что в нашей семье есть один дотошный, который подумает за нас и наших соседей. Предположим, что в миллионной Одессе он найдет одного порядочного профессионального поставщика публичных услуг. Предположим, что таких семей наберется еще полсотни, чтобы приличные и порядочные составили большинство в горсовете.
Дальше эти полсотни порядочных поставщиков должны подыскать себе политическую партию. Потому что по действующему избирательному кодексу они не могут баллотироваться напрямую от одесситов. Каждая партия должна внести залог для участия в выборах, который в новом кодексе вырос в сорок раз. И здесь начинаются проблемы.
Чтобы собрать залог нужно больше, чем полсотни семей. Для этого нужно, чтобы все, кто понесет деньги на выборы, пожертвовали сотую долю процента для честного и профессионального поставщика. Либо половина избирателей пожертвовала две сотых процента. Либо один из ста - один процент. А это уже неподъемно для средней семьи.
Поэтому выборы в Одессе происходят иначе. Поставщики услуг сами оплачивают залог и свою избирательную кампанию. Еще и доплачивают избирателям, чтобы они за них голосовали. А потом каждый из них закупает для одесситов на миллиард гривен публичных услуг. Причем, работают они даром - депутаты горсовета не получают зарплату.
Изменить это пока невозможно. Поэтому остается только мечтать...