Полиция оштрафовала женщину за торговлю защитными масками на улице в Тернополе. А вот люди, которые тоннами вывозили маски в Китай и Европу – почему-то не арестованы. Более того – широкому кругу даже не известны их имена. Хотя многие из них имеют прямое отношение к власти. В этом привычном и родном для нас парадоксе – вся история борьбы с коронавирусом в Украине в миниатюре.
В связи с тем, что сегодня все громче из высоких кабинетов звучат голоса о том, что народ у нас тупой и лезет в троллейбусы, и поэтому надо его загнать под шконку и раздавать продукты по карточкам, давайте проведем небольшую ревизию того, что сделала и не сделала умная, честная и компетентная власть за последний месяц, когда уже всем было понятно, что эпидемии в Украине не избежать.
Итак, что успела власть. Договориться с Россией о запуске процесса легализации ЛДНР. Уволить Лероса, который этот процесс раскритиковал. Успели попросить 12 млрд грн у миллиардеров и принять выгодный им «антикризисный» закон. Успели снять непонятного генпрокурора и назначить понятного, которая публично озвучила готовность начать преследование политических оппонентов власти. Успели устроить истерику, что надо срочно принять закон о земле – иначе «экономическая кома». Как только стало ясно, что МВФ не даст из-за Коломойского – про кому мгновенно забыли. Успели смачно плюнуть в Конституцию, предложив даровать царю право вводить чрезвычайное положение единолично. А если царя заблокируют – передавать его полномочия кому надо. Успели закрыть метро и при этом принять больше 60 тысяч украинцев из-за рубежа, заявив о своем героизме.
Теперь что не успели. Не успели проверить эти 60 тысяч эвакуированных из больной Европы. Их просто по-тихому отпустили по домам – «на обсервацию». Потому что нет тестов. На Санжары хватило, потому устроили пиарчик. А на армию возвращающихся заробитчан – извините, мы были заняты. Масштабные поставки тестов ожидаются только сейчас, через три месяца после начала эпидемии. Ну а пока Украина находится на последнем месте в мире по количеству сделанных тестов на вирус. В 5-миллионном Киеве, по словам Кличко, сделан 291 тест. Хотя известно, что наиболее успешно борются с эпидемией там, где делается массовое тестирование. Аппаратов ИВЛ – не будем о грустном. В столице их, как сообщил мэр – 300. Да что там ИВЛ. Элементарные меры защиты – маски и антисептики для рук в огромном дефиците. Не успели. Масок нет, но в транспорт, скоты, заходите в масках.
Офис президента и другие группы влияния использовали эпидемию для агентурной работы по продвижению российских интересов, для усиления своего влияния, для токсичных назначений и для разгона панических настроений. При этом необходимые меры по диагностике населения, в первую очередь, прибывающего из-за границы, и обеспечения людей средствами защиты приняты не были. В авральном порядке это делается только сейчас.
Ситуация в мире, безусловно, говорит о том, что коронавирус – крайне серьезный вызов. Биологический и экономический. Но ни в одной стране мира этот вызов не поставил под вопрос само существование государства. Только у нас решение одних проблем и сознательный или несознательный саботаж других вызывает такую угрозу.
Один из величайших лидеров современности опять-таки вольно или невольно довел ситуацию до того, что вокруг него резвится стая черных лебедей. С одной стороны – Ермак и Россия, дуэт, который превращает ЛДНР – в субъект, а Украину – в объект. И только очень наивный человек может думать, что запуск этого лебедя именно сейчас, на фоне паники и запрета массовых собраний, случаен.
С другой стороны – Коломойский и дефолт. МВФ сократил список требований до единственного – закон о невозврате Приватбанка. Но как на это решиться, это же сам Игорь Валерьевич. Страшно. Какой там закон, если его директора с «Центрэнерго» до сих пор получается убрать, несмотря на решение Кабмина. Каждый день промедления с принятием закона – шаг к дефолту, обвалу гривны и превращения в страну-изгоя. С третьей стороны – Аваков с чрезвычайным положением, готовый зачистить улицы и взять все под контроль. Заманчивое предложение для мечущегося лидера современности, но проблема, что в новом мире порядка лидеру может не хватить места.
А с четвертой стороны – центробежные настроения региональных князьков. Которые видят слабость и неспособность Киева, и в буквальном смысле начинают посылать центральную власть. Как это произошло в Харькове, где Кернес и Ярославский прямо выступили против назначенного Зеленским главы ОГА Кучера. На заседании оперативного штаба по борьбе с коронавирусом они оскорбили заместителя Кучера, при этом Кернес заявил, что глава ОГА от борьбы с эпидемией «самоустранился», и они с Ярославским в области справятся сами. Если реакции центра не будет, логично ожидать подобных демаршей и от других регионов. При этом, если Ермак 25 марта таки протащит Консультативный совет, то в западных областях на центробежные настроения наложится еще и фактор сдачи национальных интересов.
Когда правление слабых правителей приходилось на период кризисов, это всегда заканчивалось хрестоматийно плохо – и для стран, и для правителей. Финал всегда был похож – хаос, а за ним диктатура. Иногда – с потерей суверенитета. На смену Николаю Второму пришли большевики, на смену Сальвадору Альенде – Пиночет. Своими действиями власть буквально вынашивает приход то ли Пиночета, то ли сразу Путина с гауляйтером Ермаком.
В этой ситуации (если вынести за скобки Майдан с абсолютно непредсказуемыми в нынешней ситуации последствиями) роль легитимной силы противодействия остается за парламентом. Возможно, в том числе и потому Ермак так спешил с Венедиктовой, что подозрения по депутатам подписывает лично Генпрокурор. Как в воду глядел. Во фракции президента неожиданно нашелся человек, который смог публично заявить о наличии агента Москвы в Офисе президента Украины.
«Мы не должны слепо жить по плану, написанному в Кремле. Мир ценой сдачи национальных интересов и легализации террористов на украинской земле, как например, амнистии убийц, которые вместе с военными армии РФ убивали украинцев, считаю неприемлемым», - эти слова Гео Лероса из последнего интервью говорят о том, что в Раде неожиданно для всех может найтись потенциал, а Украина – парламентско-президентская республика, а не недомонархия с двумя недорегентами, мечтающими о диктатуре.