Когда вам рассказывают гадости про депутатов, их связи с олигархами и политическую коррупцию – очень часто это правда. К сожалению, правдой является также то, о чем вам не рассказывают. Более того, часть правды зрителям часто бросают в виде информационной косточки, чтобы вы героически с этой страшной «зрадой» боролись. Потом вам даже дадут победить, враг торжественно капитулирует. И вы с большим опозданием вдруг обнаружите, что победителя обокрали самым бессовестным образом. Да и была ли в таком случае вообще эта победа реальной? Именно этот спектакль для широкого зрителя сейчас и устаивают в Верховной Раде.
Итак, к закону о запрете возвращения на рынок национализированных банков (его для простоты любят называть «Анти-Коломойским законом») внесли 13000 правок. Тринадцать тысяч, Карл! Даже во время эпической парламентской битвы за законопроект о рынке земли, на котором не отоспался только ленивый, правок было порядка 8 тысяч. А тут, казалось бы… достаточно узкий сегмент заинтересованных лиц. Но, судя по правкам, интерес куда больше. Сам закон в основе не слишком интересен. В случае кризиса в банке НБУ может его национализировать. Что не мешает владельцу оспорить решение в суде. Победит – получит компенсацию, а ответственные лица в НБУ будут нести ответственность. Но банк на рынок уже не вернется. Все, крапка, скукотища. Но дьявол спрятался в деталях.
Нам всю эту суету с битвой за банковский закон пытаются, простите мой французский, «впарить» в качестве борьбы двух сил. С одной стороны сторонники сотрудничества с МВФ, а с другой – Коломойский со своей «фракцией Приват» в Верховной Раде, который хочет вернуть Приватбанк. Дорогие мальчики и девочки – нас, простите еще раз, разводят. Как котят. Зачем Коломойскому выпотрошенный до копеечки Приватбанк и скандал на весь мир в нагрузку? Он и не скрывает, что не сам банк ему нужен, а компенсация. Денежки. Которые в случае победы в суде он получит прекрасно и с новым законом. Так что эта норка оказалась пустой, нам кинули косточку, чтобы потом объявить победителями – не вернули Приватбанк Коломойскому, ура! Ну и в это время обворуют, а как же. Ради чего все и затеяли. Есть куда более вкусные кусочки в этой идейной борьбе за денежные знаки.
Первый – открытие рынка земли. Там куча ограничений по количеству земли, запрету юрлицам и иностранцам владеть, но есть хитрая лазейка. Это банк, который может брать землю в залог. В любых объемах. И забрать себе, если должник не расплатился. Отличная схема для скрытой покупки. В законе есть норма, что в течении двух лет банк должен эту землю продать, но… дьявол в деталях. Никто не может заставить банк ее продать. Даже орган контроля не предусмотрен. Забыли про этот момент? Ага, эти забудут, конечно! Да и банк по кредиту может насчитать столько с пеней за задолженность, что потом законно выставит продажную цену гораздо выше рынка. А заставить его продавать дешевле невозможно – он выиграет все суды, включая Лондонские и прочие. И тот, кто в этой ситуации может конфисковать банк получает очень большое «окно возможностей». Цена вопроса куда выше Приватбанка.
Второй – риск дефолта. Под принятие этого законопроекта подвязан кредит МВФ, кредиты других крупных игроков, плюс три миллиарда безвозвратной помощи того же МВФ, о которых заявил Зеленский. У нас до осени пик выплат по внешним долгам. И экономический кризис, усугубленный карантином. А эти правки и война вокруг принятия закона откладывают его до осени точно. То есть кредитов нет, помощи нет, платить нечем – дефолт. Кризис по полной программе и резкое обесценивание всех активов. Будь то фабрики, заводы, банки, недвижимость. И тот, кто вовремя избавился от ряда активов и сидит с деньгами – король. Он сможет купить все, что захочет. По демпинговым ценам. И еще два банка типа Приватбанка на сдачу. Представляете цену вопроса? Плюс земля в стране с населением, которое резко обеднело. Это фактически передел пирога под названием Украина.
Ну, кто-то еще верит, что вся эта суета затеяна потому что Коломойский хочет вернуть себе Приватбанк, а другие хотят ему помешать?