Почти сразу после образования послесоветской России там появились Большие деньги. Они, а также чиновничество, общественность (СМИ) и население не стали спешить присягать Кремлю. Большие деньги принялись быстро подчинять себе чиновничество, общественность и население.
В этой обстановке Кремль прибегнул к силе. Он подчинил себе и Большие деньги, и чиновничество, и общественность, и население. Власть его стала безраздельной и свелась к сбору и распределению средств, значительную часть которых составляли поступления от экспорта сырья. Эти поступления, однако, стали резко сокращаться, экономика не развивается.
Нарастает общее недовольство. К чему это приведет, сказать трудно.
Это – одно из представлений о послесоветской России, имеющих хождение в стране и мире. Общее у этих представлений, с чем никто не спорит, можно передать известным советским выражением: обозначено в меню, а в натуре нету.
Но есть вопрос, который не задают себе ни русские, ни и западные исследователи РФ. Никто не станет отрицать, что кое-что из обозначенного в меню все-таки имеется. Какие-то из законов и писаных порядков в той или иной мере соблюдаются. Какие же именно, в какой мере и что это может значить?
Вот предмет для исследования, важность которого со всех точек зрения, по-моему, трудно переоценить.