«Вы мне забьете гол, а я вам стадион бульдозером снесу – и кто таки выиграл?», - как бы говорит Коломойский в ответ на приготовления к голосованию закона о невозврате «Приватбанка». Украинская политика полна удивительных совпадений: в момент прохождения через Раду "антиколомойского" закона суды и Минюст играют в пользу партнеров Коломойского в частности и против процедуры национализации вообще. В это же время близкий к Коломойскому министр здравоохранения с грохотом сталкивает в бездну взлелеянную Западом медреформу и сардонически хохочет над пропастью.
Ну а завтра, непосредственно на заседании Рады, где будет принят "антиколомойский" закон, МВФ будет отправлен новый сигнал. О том, что законодательные изменения вовсе не станут гарантией невозврата Игоря Валерьевича в финансовую систему страны. Поскольку на этом же заседании депутаты «СН» собираются объявить «недоверие» руководству НБУ, неприкосновенность которого – аксиома МВФ. О том, что на завтрашнем заседании будет поднят вопрос недоверия, заявил Александр Качура, депутат «СН» - адвокат «Квартала 95», «Сватов» и приверженец идеологии холодильника – как лучшей идеологии партии президента. Вот вам ваша плюшка, она немного вымазана нашим сиропом, не обращайте внимание на запах. Или обращайте – как хотите.
Очень вероятно, что завтрашний демарш против главы НБУ станет началом большой информационной кампании по увольнению Смолия. И бонус, который может получить Коломойский в случае успеха – куда больший, чем провал "антиколомойского" закона. Это, во-первых, может поставить переговоры с МВФ на паузу. А во-вторых, и это главное – назначение своих или просто лояльных людей в руководство НБУ даст Коломойскому возможность саботировать, а в пределе – развалить иски Приватбанка и НБУ в суды Англии, Швейцарии и США, прямо угрожающие не только его благосостоянию, но и свободе. Дополнительная красота игры, как сказал бы покойный Чечетов, состоит здесь в том, чтобы усилить НБУ "антиколомойский" законом, а потом завести в него своих людей.
При этом интересантами увольнения верхушки НБУ выступает не только Коломойский, а целый клубок гремучих реформаторов и государственных деятелей. Коломойский совсем не выпячивает свою роль, перестав делать ставку на одного Сашу Дубинского, осознав, наконец, что Дубинский действительно зашкваривает. Большая часть команды охотников на Смолия – та же, что и заказчики медийной кампании против Гонтаревой 3-4 года назад. Коломойский, Бахматюк, Тарута. Близкий к последнему депутат Андрей Николаенко атаковал Смолия во время виртуального заседания финансового комитета Рады, в котором принял участие глава НБУ. Но это не главная часть стейкхолдеров.
Инициатором постановления Рады о приглашении Смолия для показательной порки выступил глава экономического комитета Дмитрий Наталуха. Многогранный человек, глава очень многогранной политической семьи, одна часть которой в лице жены Наталухи – Алены Шкрум, поддерживает Тимошенко, а вторая в лице Дмитрия – Зеленского. Зеленский и Тимошенко ненавидят друг друга, а Наталуха и Шкрум – любят. И это не шизофрения, а разумный инвестиционный подход. Но ключевая грань Наталухи в данном случае в том, что он – давний соратник Саакашвили еще по Одессе. А сам Михо давно называл всю команду Гонтаревой преступниками.
Но это лирика. А физика процесса состоит в том, что Смолий не хочет печатать деньги. Нет, он дает рефинанс госбанкам, немного снизил ставку, но этого для графа де ля Фер из Офиса президента – слишком мало. Надо напечатать миллиардов триста, а противный старичок – не желает. Чем ломает гениальный стратегический замысел Ермака. Ведь избирателям готовят новый аттракцион – пакет научно-фантастических реформ Саакашвили. По дерегуляции, ослаблению налогового давления и т.д. и т.п. Всем хорош пакет, только вот одна проблема – сборы в бюджет и так в половину плана, а после реформ – хорошо если пятая часть останется. А как же пенсионеры, бюджетники и вообще функционирование государства?
Очень просто: деньги надо напечатать. Как американцы. А чем мы хуже – у нас ведь и рынок такой же, и уровень промпроизводства и технологии, и резервы, и геополитическая роль. Запускаем станок, и через пару месяцев – мы в дамках. До этого вешаем всех собак на Шмыгаля, который не везет, а потом, на восходящем тренде, назначаем новое правительство реформаторов. Реформаторов Ермака. И вот этому блистательному плану мешает какой-то дед, который не хочет печатать деньги.
О том, что главным куратором атаки на Смолия является именно Ермак, говорит интервью его свежеиспеченного советника – вовкиного антикоррупционера Уманского. В этом интервью только три позитивных персонажа (ну, кроме самого Уманского, который скромно называет себя одним из трех лучших специалистов по госфинансам): Ермак, который «круче Богдана», Зеленский (который не в доле) и Коломойский (Уманский понятия не имеет, кто сжег дом Гонтаревой, а Суркисы – красавчики). И есть некая бессистемная, не доходящая до верха коррупция. Есть Нефедов и Верланов, которые как бы сами по себе. А еще есть причина падения экономики – НБУ. И парламент должен уволить Смолия.
Ермак исповедует тактику торпедной войны. Причем может чужие торпеды использовать в своих целях. Уманским, который в последнее время вращался в орбите Коломойского (буквально – был его порученцем) Ермак сбил глав Таможни и Налоговой. А затем обнял Уманского и сделал его советником. Саакашвили будет торпедой, которая будет сбивать Кабмин Шмыгаля. И обе торпеды Ермака нацелены на НБУ.
Смолий сейчас сам подставляется, чрезмерно укрепляя гривну. Нафтогаз сливает газпромовский доллар ради спасения бюджета, пользуясь этим, НБУ искусственно ревальвирует гривну. И это на фоне продолжающегося падения промпроизводства и страшного недобора в бюджет. Возможно, политика НБУ чересчур консервативна и бьет по экспортерам, но явно ведь не НБУ является причиной падения экономики. Не НБУ виноват в позвоночной судебной системе и карманных правоохранительных органах, наводящих ужас на инвесторов, безумном и непредсказуемом парламенте – бешеном принтере, несостоятельном правительстве и отсутствии национальной стратегии развития как таковой.
При этом именно нынешняя команда НБУ, которая досталась Зеленскому в наследство, обеспечила стабильность финансовой системы страны и национальной валюты. После чистки банков, устроенной Гонтаревой, сейчас, в пандемию, ни один банк в Украине не упал, и все выполняют обязательства. А выполнение хотелок экспортеров по девальвации гривны имеет и оборотную сторону – снижение уровня жизни населения.
А Зеленского, похоже, просто пользуют, как и в случае с медреформой. Его настраивают, он отказывается, не хочет ответственности. Тогда заходят через Наталуху и парламент. Дальше будет огонь из Рады, Саакашвили, Уманского и информационных отверстий Коломойского и других экспортеров. Смолий, скорее всего, не будет биться, как Гонтарева, и не будет принимать форму сосуда, куда его пытаются запихнуть, как Сытник. Смолий будет вести себя как банкир, как профессионал. Если давление станет всесторонним, и чинить препятствия работе НБУ будет непосредственно власть, он просто уйдет в отставку. Или Зеленский таки подаст представление в Раду и возьмет еще одну ответственность на себя.
А Украину ждет увлекательный аттракцион. Сначала народ пошутил и выбрал себе начальником полуграмотного истеричного клоуна. А теперь будет не менее прикольный челлендж: не будем платить налоги, будем печатать деньги. Не планировать расходы по доходам, как делали кровавые барыги. А заливать деньгами новые инициативы безумцев, и обваливать гривну и собственный уровень жизни.