Статистика новых выявленных случаев заболевания коронавирусной инфекцией в Украине на этой неделе бьет все рекорды. В пятницу был зафиксирован символичный прирост в 1109 заболевших, что стало настоящим «рекордом коронавируса» в Украине. Однако и в предыдущие дни, и сегодня цифра выявленных случаев подбирается к тысяче, что, конечно же, ставит массу неудобных вопросов и перед обществом, и перед властью.
Оптимисты утверждают, что таких больших цифр пугаться не следует просто потому, что в начале эпидемии Украина проводила столь незначительное количество тестов на коронавирус, что ее тогдашняя статистика просто не могла продемонстрировать подлинные масштабы заболевания. А вот сейчас тестов намного больше, поэтому и масштабы намного больше: украинцы просто не имели возможности оценить, что происходит в реальности.
Однако министр здравоохранения Максим Степанов не согласен с таким подходом. Он признает, что тестов стало намного больше: «если сравнить начало апреля, это было 200-300 тестирований за сутки. А сегодня это около 12-14 тысяч». Но, вместе с тем, министр указывает, что увеличивается количество обращений граждан с симптомами заболевания, увеличение количества заболевания, то есть пациентом с тяжелым течением болезни. И в результате – увеличение количества пневмоний, одного из главных симптомов коронавирусной инфекции.
День, когда больничный фонд Украины закончится, а больные нет
Это означает, что в случае, если болезнь будет развиваться такими же темпами, может наступить день, когда больничный фонд Украины не сможет справляться с количеством пациентов. И тогда наступит тот самый коллапс, ради предотвращения которого Украина вводила жесткий карантин и который мы уже наблюдали на юге Европы. Причем речь идет не о каком-то необозримом будущем, а о месяцах, если не о неделях.
Вопрос в том – что собирается в этом случае предпринимать власть, которая оказалась перед несколькими вызовами одновременно. Это и коронавирус, и приближающийся крах экономики, и наводнения в западных областях страны – и все требует денег, которых нет и разумных действий, которые не просматриваются.
Сейчас в Украине действует так называемый адаптивный карантин, который подразумевает, что решения о дальнейшем ужесточении или ослаблении ограничений должны принимать местные власти. Но мэры городов уже находятся в состоянии предвыборной кампании, памятуя о том, что им вскоре придется защищать свой мандат. Ссориться с уставшими от долгого карантина людьми не хочет никто.
Мэры городов перед выборами не готовы повторно вводить карантин
Поэтому рост числа заболеваний приводит не к ужесточению, а к ослаблению ограничений – как, например, в украинской столице, где на фоне этого роста разрешили пускать посетителей вовнутрь ресторанов и открыли бассейны в спортивных центрах. Расчет мэров прост: пусть на фоне нового эпидемиологического кризиса решение о новом жестком карантине принимает правительство, а они лишь смиренно подчинятся этим мерам и продемонстрируют горожанам заботу о их экономических интересах.
Но и правительство не хочет «сжигать» себя, потому что работает на падающий рейтинг президента Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа». Во власти все понимают, что провал этой, по сути виртуальной партии президентских поклонников на местных выборах станет началом конца Владимира Зеленского. А поэтому хотят переложить ответственность на возможную эпидемиологическую катастрофу на местные власти – и свой рейтинг сохранят, и, возможно, своих людей в мэры и депутаты местных советов заведут.
Невежественность и насмешливость первых лиц передается людям
Вопрос, кто в этой ситуации думает о самих украинцах, их здоровье и выживании остается риторическим – возможно, отвечать на него придется уже после смены власти в стране. По идее, в сложившейся непростой ситуации с эпидемией и экономикой подумать о себе могли бы сами граждане. Но многие из них привычно оглядываются на власть, представители которой не раз демонстрировали свое равнодушие к смертельной опасности.
То депутаты из «Слуги народа» окажутся застигнутыми за обедом в «закрытом» ресторане президентского соратника. То сам президент в компании ближайших соратников будет пить кофе в «закрытом» кафе и потом платить за это штраф, как будто дело в деньгах, а не в опасности для здоровья.
То президент будет утверждать, что хотел заразиться коронавирусом, чтобы продемонстрировать, что это возможно для каждого и не так страшно – будто не был свидетелем того, как боролся за жизнь британский премьер Борис Джонсон. И эта невежественность и насмешливость первых лиц передается людям и создает отнюдь не самый благоприятный фон для борьбы с эпидемией.