"А МОЖНО БЕЗ РЕПРЕССИЙ?" - Юрий Христензен

"А МОЖНО БЕЗ РЕПРЕССИЙ?" - Юрий Христензен

"Если кто-то полагает, что бумеранга не существует, значит он еще не долетел" (с)

Без репрессий жить можно. Для этого достаточно минимизировать "расстояние" для реализации общественного запроса. Обычно эту функцию выполняет регулярная смена власти на свободных выборах. Кандидаты выдвигают программы по удовлетворению запроса, а избиратели приходят на участок и доверяют право на реализацию своих чаяний одному из кандидатов.

Посмотрим на лозунги митингов в Москве - "Выбирай!" и "Отпускай!" Оба эти требования направлены на уменьшение "расстояния" для реализации общественного запроса на перемены. А действия Кремля по ликвидации свободных выборов, разгону митингующих и аресту оппозиционных кандидатов направлены на увеличение этого "расстояния" и радикализацию протеста.

В Украине в течение всего периода независимости президенты менялись на свободных выборах. В результате Украина стала одной из двух стран СНГ, избежавших массового насилия. Две попытки власти увеличить "расстояние" закончились конституционным протестом. Который проходил мирно до прямого вмешательства Кремля во внутренние дела Украины.

Первый Майдан был ответом на фальсификацию выборов командой премьера Януковича. Он закончился рассмотрением требований сторон Верховным судом. Суд выслушал истца и ответчика и вынес соломоново решение о невозможности в результате фальсификаций определить волеизъявление избирателей. После чего восстановил права сторон на момент до второго тура выборов.

"Оранжевые фашисты" никого не репрессировали. В повторном втором туре Янукович на равных соревновался с Ющенко и проиграл. А через 5 лет выиграл следующие выборы и стал президентом. После чего выучил украинский язык и начал готовить страну к ассоциации с ЕС. Потому что таков запрос граждан Украины. А избираемый политик не может игнорировать запрос граждан своей страны.

Изменения произошли после посещения Януковичем "военной базы в РФ" 9 ноября 2013 года. Он собрал приближенных и поставил их перед фактом: "Путин сказал четко, что после подписания ассоциации, заберет Крым, потом Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одессу, Запорожье, Харьков. А когда я спросил, как объяснить это людям, сказал: "Вот тебе $9 млрд - объяснишь, что это компенсации от России."

21 ноября правительство Януковича опубликовало распоряжение об отказе подписать ассоциацию с ЕС. В этот же вечер начался мирный студенческий Майдан. Потому что ни одна окружающая экономика, кроме европейской, не смогла создать для молодежи позитивный образ будущего. А обратно в СССР им не хотелось ввиду отсутствия ностальгии по таковому.

30 ноября под видом "подготовки новогодней елки" 2000 бойцов «Беркута» начали разгон около 1000 находившихся на Майдане студентов. За час до этого на площади была заглушена мобильная связь. В ходе силовой акции бойцы избивали даже девушек. После чего командир «Беркута» Сергей Кусюк (сейчас руководит ОМОНом в Москве) заявил, что именно собравшиеся вели себя агрессивно.

Бойцы «Беркута» преследовали людей по Крещатику и прилегающим улицам вплоть до Михайловского собора, монахи которого открыли ворота и укрыли до двухсот митингующих. А на следующий день на улицы Киева вышли пол миллиона человек. Потому что репрессии не только увеличивают "расстояние", но и вызывают эмоции, расширяющие и радикализующие протест.

18 февраля 2014 года Янукович отдал приказ о начале "антитеррористической операции" против Майдана. В этот же день экс-глава СБУ провел телефонные переговоры с главой ФСБ РФ генералом Бортниковым. Вечером Янукович также разговаривал с Бортниковым. А потом ему позвонили из Администрации президента США с требованием прекратить массовое насилие.

После провала штурма были назначены переговоры с оппозицией. Через пол часа президенту Украины позвонил президент РФ. После этого разговора 20 февраля 2014 года в кабинет к Януковичу приезжал генерал-полковник ФСБ Сергей Беседа. В это же день Янукович звонил экс-министру МВД Захарченко и экс-главе СБУ Якименко. И в этот же день начались расстрелы на Майдане.

21 февраля 2014 года состоялось подписание договоренностей между Януковичем и оппозицией. Заметьте, речь шла не о смещении главы государства, а о назначении на осень внеочередных выборов президента и парламента. То есть, о возвращении эмоций и "расстояния" в правовое демократическое русло. Чтобы народ Украины мог сам решить свою судьбу.

Все бы так и произошло, если бы не дата "20 февраля" на медали "за возвращение крыма". Камеры наблюдения зафиксировали сборы Януковича еще до подписания соглашения. Он прекрасно знал о начале агрессии Кремля и не планировал никаких выборов. Действующий парламент констатировал бегство Януковича и перенес досрочные президентские выборы на май.

Берегите выборы. Это единственная возможность достижения согласия между разными стратами общества. В тяжелейшей ситуации начала агрессии Украина сохранила приверженность демократической смене власти. Чуть позже на 80% контролируемой Украиной территории Донбасса население выбрало себе экс-регионалов и продолжает жить мирно и говорить по-русски.

Реализовало ли население оккупированного Крыма и части Донбасса свой запрос на лучшую жизнь? Стали ли россияне жить лучше после "присоединения" части Украины? Или все они дружно попали под молох репрессивной машины Кремля? Которая везде и всегда подменяет общественный запрос своим собственным видением будущего оккупированных территорий.

Юрий Христензен