ЛІГАБізнесІнформ выбрала самые интересные тезисы с выступления российского экономиста и писателя Альфреда Коха на DYB Club во Львове.
О России и Украине
С точки зрения устойчивости режима, ситуация не изменилась. Последние месяцы мы вышли на некое устойчивое плато - сохранения статус-кво. И, откровенно говоря, я не вижу пока что внутри России каких-то сил, способных это изменить. Определенные надежды подает следующий год, когда намечено проведение выборов. Режим будет вынужден сдвинуться с точки равновесия: ему придется либо дальше закручивать гайки, либо двигаться к либерализации. Куда именно - сказать тяжело. Сейчас Россия страна не только с туманным прошлым, но и с непредсказуемым будущим.
Украинская повестка дня определяется двумя вещами: войной и реформами. Весь мир оценивает Украину именно через такую призму. На востоке вашей страны идет необъявленная война между Россией и Украиной. Кто в этой войне победит - тот и будет моральным лидером пост-советского пространства. А от этого недалеко и до фактического лидерства.
Чтобы стать моральным лидером пост-советского пространства, Украине необходимо проводить реформы по-настоящему, "без дураков". Так, как это делали Каха Бендукидзе и Михаил Саакашвили в Грузии. Если такие реформы будут проведены, то безусловно, у Украины появится экономический потенциал, чтобы стать лидером пост-советского пространства.
О реформах в Украине
Честно говоря, я не заметил серьезных позитивных изменений в области реформ. Ни в части институциональных реформ - построения и исправления госинститутов, ни в части утилитарных реформ - экономических. Невооруженным глазом изменений не видно, хотя я не исключаю, что могу и ошибаться.
Среди первоочередных реформ я бы назвал бюджетную - необходимо сбалансировать бюджеты по линии регионы-центр. Нужно заниматься местным, региональным самоуправлением, там демократические традиции нарабатываются быстрее, чем на уровне 40-миллионной страны. Когда местные власти имеют финансовый ресурс, независимый от Киева, много вопросов решаются без привлечения центральной власти. Такая модель более адекватна рыночной экономики. Кроме того, нужно быть последовательным, не бросаться из стороны в сторону, часто менять глобальный экономический курс.
Многие рассуждают, можно ли проводить глубокую модернизацию экономики и реформы, когда страна находится фактически в состоянии войны. Мой ответ - да. Война должна не стопорить, а стимулировать реформы, как бы это не звучало странно. Чем больше трудностей, тем сильнее потребность изменений. Никто не делает реформы, когда и так хорошо - реформы делаются от плохой жизни.
О потенциале Украины
Украина не перестает вызывать у меня оторопь от удивления. С одной стороны - какая-то совершенно фантастическая пассионарность нации, которая у россиян, ничего, кроме зависти, вызвать не может. А с другой - полный инфантилизм и ребячество на выборах, категорическое неумение выбрать достойных людей, которые будут работать на благо страны. Эта внутренняя противоречивость меня удивляет.
Чтобы стать локомотивом развития пост-советского пространства, Украина должна добиться нескольких показателей. Во-первых, рост ВВП на протяжении минимум пяти лет на 5-7%. Во-вторых, ВВП по паритету покупательной способности должен быть не меньше $18 000 - 20 000 на человека. Если Украина достигнет этих двух показателей, ее лидерство будет неоспоримо. Никто не будет копировать российскую модель, все будут копировать украинскую. Инвестпривлекательность вашей страны будет чрезвычайно высокой. Надо стать модной страной.
О проблемах Украины
Украина - молодое государство, при этом достаточно эклектичное. Удастся ли из этого множества субэтносов слепить единую нацию с единой ментальностью - я не знаю. Чтобы понять, какие реформы здесь пойдут, а какие - нет, какой тип государства здесь строить, нужно понять некий главный лейтмотив всех жителей этой большой территории. Я могу ошибаться, но мне кажется, украинцы (в широком понимании этого слова) - большие анархисты. И два ключевых проявления украинского духа - запорожское казачество и войско батьки Махно - продемонстрировали уникальную способность украинцев к созданию самоуправляемых структур. Сюда же можно отнести и Майдан. Ошибка в том, что сейчас власть снова пытается строить государство сверху, а ментальность украинцев государство сверху не воспринимает. Украинцам ближе государство, построенное снизу, по их инициативе и их правилам.
О политическом популизме
Всегда очень легко соскользнуть в популизм, и против этого соблазна политикам трудно устоять. Сейчас у Украины уникальная возможность избежать популизма, как раз сославшись на внешние обстоятельства(войну -ред.). Не использовать эту возможность - это будет предательством элит по отношению к народу. И меня удивляет, что украинцы, находясь в состоянии войны, ухитрились избрать именно ту власть, которая делает все, чтобы эту возможность не использовать. Это власть, выбранная украинцами, она не захватила полномочия обманом и не узурпировали их.
О госрегулировании и коррупции
Чем больше государственного регулирования - тем больше трудностей для бизнеса. Это доказывает пример многих стран. Любые ограничения и регулирования в рыночных отношениях всегда чреваты коррупцией. И чем больше ограничений - тем выше коррупция. Как только кто-то хочет что-то регулировать - значит, он хочет украсть.
Есть только два нормальных способа влияния государства на экономику - госинвестиции и ставка процента. А когда государство начинает что-то регулировать, чем-то управлять - это про коррупцию.
О приватизации
Без сомнения, Украине необходимо приватизировать госпредприятия. Приватизация нужна прозрачная, ясная, гласная и быстрая. Когда приватизация идет долго, потенциальные покупатели успевают создать альянсы и сговориться о ценовых предложениях на самые привлекательные активы. По моему опыту, в итоге всегда страдает продавец, то есть государство. Приватизация поменяет в том числе и политический ландшафт Украины, оживит фондовый рынок, изменит структуру собственности.
О чиновниках
В России чудовищно разросшийся бюрократический аппарат. При этом удельный вес чиновников к обществу в РФ и Украине примерно на одном уровне. Но у России есть ресурсная рента, поэтому еще какое-то время она может себе позволить содержать столько госслужащих. У Украины такой ренты нет, поэтому очевидно, что нужно сокращать количество чиновников.
О ДонбассеСкажу непопулярную в Украине вещь. Все границы между бывшими советскими республиками довольно условны: например непонятно, почему Донецк - это Украина, а Белгород - это Россия? Важны не территории, важны люди, их направленность, их самосознание. Территории вторичны. Поэтому - дайте этим ДНР/ЛНР свободу, пусть идут куда хотят. Этим вы сразу выбьете у Путина козырь в переговорах с Западом, ему нечего будет предложить взамен. А самому Путину не нужны эти дотационные регионы с разрушенной инфраструктурой.
О вторжении России в Донбасс
Основное, что заботит Путина - его рейтинг. Как ни странно, но диктаторы, которые казалось бы гораздо более свободны в своих действиях, чем демократические лидеры, критично зависят от своего рейтинга. Те 40-45% поддержки, которые имел Путин в 2012-м - это не мандат от народа на диктаторство. Попытки что-то изменить внутри страны - повысить пенсии, разогнать оппозиционеров - к существенному увеличению рейтинга не привели. В ход пошли другие меры.
Захват Крыма сразу поднял рейтинг Путина, но привел к западным санкциям. Отдавать Крым нельзя: россияне не поймут. Поэтому он и принял решение вторгнуться в Донбасс, чтобы потом отказом от этой агрессии добиться снятия санкций, сохранить Крым в РФ, и сохранить рейтинг.
Об экономических связях с Россией
Если Украина признает, что воюет с Россией, то почему вы покупаете у РФ газ и электричество? Почему продаете товары и энергию в Крым? Так не воюют. Если вы хотите, чтобы Россия играла честно, то и сами играйте честно. На востоке Украины гибнут люди, а кто-то на этом делает свой гешефт.
О Путине и Западе
Никто на Западе не хочет развала России, равно как и не хотели развала СССР. Никому не нужна нестабильность в ядерной стране. И если Путин будет работать на сохранение единства РФ, он получит поддержку западных лидеров. Но я считаю, что Путин работает на развал России, а не на ее укрепление. Ни Путин, ни ее банда категорически не хотят понимать, что они разваливают страну, возвращает ее в средневековье. Россия сейчас - неустойчивая конструкция. Единство федерации удерживается лишь страхом перед репрессивной путинской машиной, и ничем больше.
Парадокс состоит в том, что Украина не должна стремится сместить Путина, если вы его потерпите, тогда и дождетесь развала России.
Альфред Кох - один из идеологов и кураторов приватизации в России. В 1990-х годах он успел поруководить Госкомитетом имущества РФ, побыть замом председателя правительств России, возглавить медиахолдинг НТВ и Газпром-Медиа. В середине нулевых Кох резко сменил сферу деятельность - сейчас он больше известен как писатель и публицист. Он соавтор книг "Ящик водки", "Отрицание отрицания" и"Революция Гайдара". С 2014-го Кох живет за пределами России, где на него заведено уголовное дело по статье "контрабанда". По мнению оппозиционных российских политиков истинная причина - критика Кохом путинского режима. Один из последних проектов Коха - доклад Бориса Немцова "Путин.Война".