В начале февраля украинцам разрешили покупать акции известных иностранных компаний, причем не где-то за границей, а сразу на внутреннем рынке. То есть для того, чтобы инвестировать в Apple, Amazon или Tesla, выводить валюту за рубеж не обязательно. Достаточно обратиться к местному брокеру и подать заявку в Национальный депозитарий Украины (НДУ).
Как это будет выглядеть на практике и много ли украинцев станет соинвесторами Илона Маска и Джеффа Безоса, выяснял «Минфин».
Бессмысленная волокита
Изменения вступили в силу 6 февраля вместе с решением №871 Нацкомисии по ценным бумагам и фондовому рынку. Этот документ снял ряд бюрократических ограничений, которые до сих пор делали бессмысленными любые операции с иностранными фондовыми активами в Украине.
«Процедура входа ценных бумаг (ЦБ) на рынок упростилась. Теперь для получения разрешения от НКЦБФР на допуск ЦБ иностранной компании эмитенту нужно заполнить одну стандартную форму заявки. Сбор остальной информации и введение бумаг на украинский фондовый рынок берет на себя Нацдепозитарий, а не инвестор», – отмечает предправления НДУ Миндаугас Бакас.
Как добавляет начальник отдела международных отношений НДУ Евгений Дидковский, один из ключевых моментов решения в том, что в страну можно заводить любое количество иностранных ценных бумаг. Раньше НЦКБФР давала санкцию только на весь выпуск, что по умолчанию закрывало путь в Украину акциям таких компаний как Apple.
«Версия документа от 2012 года годилась исключительно для пилотного проекта по так называемому «вторичному листингу». Ограничения были следующими: разрешение на обращение в Украине могли получить только эмитенты, у которых есть активы в Украине; иностранные ЦБ могли обращаться только на бирже», – рассказывает управляющий директор инвестгруппы УНИВЕР Алексей Сухоруков.
По словам руководителя депозитарного отдела Dragon Capital Виолетты Заец, одним из самых абсурдных правил старого образца было обязательное требование перевода на украинский язык официальных текстов проспекта эмиссии, аудиторской и финансовой отчетностей эмитента.
«Плюс приходилось собирать различные справки, заключать договора с одной из украинских фондовых бирж. При этом гарантий, что НКЦБФР в итоге даст разрешение на допуск к обращению на территории Украины ценных бумаг, не было», – говорит Заец.
Вопрос к НБУ
Несмотря на заметное снижение бюрократической волокиты, процедура заведения в Украину иностранных акций остается довольно громоздкой. Как поясняет руководитель отдела брокерского обслуживания клиентов группы ICU Евгения Грищенко, чтобы у местных покупателей появился доступ к ЦБ иностранных эмитентов, нужно чтобы кто-то сначала купил их на внешнем рынке. Например, инвестиционный банк или брокер.
«Это можно сделать на бирже, либо приобрести у дилера на внебиржевом рынке. Главное, чтобы бумаги эмитента обращались на одной из ведущих фондовых бирж, входящих в утвержденный НКЦБФР перечень. В этом списке NASDAQ, New York Stock Exchange (NYSE), London Stock Exchange, Hong Kong Exchanges and Clearing а также фондовые биржи стран ЕС. Также необходимо проверить возможность учета ценных бумаг на счете в международном депозитарии ценных бумаг (МЦД) Clearstream», – рассказывает Миндаугас Бакас.
Дальше нужно обратиться в Нацдепозитарий, который должен инициировать допуск бумаг на украинский рынок. Санкцию на это дает НКЦБФР. Альтернатива – инициатором может стать сам эмитент, но вряд ли это реалистичный вариант в случае с компаниями уровня Tesla или Apple .
Получается, что перед тем как ценные бумаги дойдут до конечного покупателя в Украине, им придется пройти путь через несколько посредников, включая иностранного торговца, НДУ, а также украинского брокера. Как отмечает Бакас, это может повлиять и на минимальный порог вхождения в подобную инвестицию.
«Многое зависит от того, скольких инвесторов обслуживает одно депозитарное учреждение. Если депонент один, то минимальный пакет стартует от сотен тысяч до нескольких миллионов евро. Также эти цифры определяются видом ценных бумаг. Например, евробонды – самые недорогие в обслуживании», – говорит Бакас.
По словам Евгении Грищенко, компании-резиденты Украины не могут свободно покупать иностранные активы за границей. Кроме валютных ограничений НБУ их останавливает сложная процедура получения валютной лицензии в Нацбанке.
«Для приобретения иностранных бумаг резиденту обязательно нужна индивидуальная лицензия. Как показывает практика, получить ее юрлицам неимоверно сложно. Ситуация с индивидуальными лицензиями физлиц проще, но тут действует ограничение в $50 000 в год – это не та сумма, с которой есть смысл покупать ЦБ за рубежом», – полагает Грищенко. Для сравнения: аналогичное ограничение для юрлиц с июня 2017 года составляет $2 млн в год.
Как отмечает Алексей Сухоруков, именно из-за валютных перестраховок НБУ украинские инвесторы по-прежнему далеки от европейского уровня доступа к рынкам капитала.
«Спрос есть, он заметен и быстро растет. Но чтобы он не угас и развивался, нужны кардинальные, а не косметические шаги в части либерализации валютного регулирования», – признает Миндаугас Бакас.
По словам специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергея Фурсы, ситуация должна измениться с принятием большого «валютного» закона, о котором НБУ впервые заговорил еще в начале прошлого года. Проект этого документа недавно был зарегистрирован в Верховной Раде. Но когда он будет принят, пока неизвестно.
Кому это нужно
Как отмечает Сергей Фурса, до сих пор в украинской практике был только один прецедент, когда акции, выпущенные за рубежом, дошли до украинского рынка. Речь о кейсе компании MHP (Мироновский хлебопродукт Юрия Косюка). Чтобы завести в Украину бумаги, изначально выпущенные под Лондонскую биржу, этой компании понадобилось три года бюрократической волокиты.
«Мы ожидаем значительного расширения рыночной конъюнктуры за счет привлечения новых привлекательных инструментов и активов. Это позволит вернуть интерес к рынку капиталов в целом и увеличить объемы операций фондового рынка», – считает Виолетта Заец.
Как отмечает Евгений Дидковский, большой стимул для участия в этом рынке не только профессиональных игроков, но и инвесторов-физлиц – это возможность продавать ценные бумаги третьим лицам, а также дарить их, передавать по наследству и т.п.
«Компании смогут привлекать сотрудников к участию в акционерном капитале, не используя при этом оффшорные схемы: персонал будет получать не только зарплату, но и дивиденды от деятельности компаний, которым он отдает свой труд», – говорит Сергей Фурса.
По его словам, с учетом недавней пенсионной реформы, дополнительный спрос на подобные бумаги сгенерируют негосударственные пенсионные фонды. Последним важно дать клиентам качественные инструменты для сохранения будущей пенсии, например, акции Coca-Cola или Apple, что намного привлекательнее украинских компаний.
В Нацдепозитарии ожидают, что конкуренция между профессиональными участниками фондового рынка постепенно усилится. По словам Миндаугаса Бакаса, сейчас в реестре депозитарных учреждений НДУ находится 243 компании, кроме них на этом рынке работают инвесткомпании, а также профессиональные торговцы ценными бумагами.
«Сложно оценить, кому и насколько выгодна работа с иностранными ценными бумагами. Процедура ускорилась недавно, торговцы ценными бумагами и инвестиционные банкиры только готовятся к полноценной борьбе за потенциального клиента», – отмечает Бакас.
Ольга Терещенко