ВАмстердаме постоянно появляются разломы и колодцы. Велосипеды легко могут упасть в канал. Набережные могут упасть на лодки, которые порой служат местом для жизни. Мосты являются проблемой. Из-за COVID-19 столица лишилась туристов, но должна бороться с другим кризисом.
Проблема в том, что город проваливается в воду, на которой он построен. И только масштабный ремонт может спасти его.
Поэтому неудивительно, что Амстердам наконец просыпается. Детская скороговорка говорит: «Амстердам, большой город. Он построен на сваях. Но если он упадет, кто за это заплатит?». Что ж, город падает, нидерландцы вынуждены платить.
Пропущенные предупреждения
Амстердам как город впервые становится известным в XIII-XIV веках, а первое упоминание – 27 октября 1275 года. Тогда будущая столица еще была рыбацкой деревней над рекой Амстел. Уже через 12 лет поселение переживает свое первое крупное наводнение (1287 год – 24). Так из озера встал залив Зайдерзее, на берегу которого и начали возводить Амстердам. Город начал расцветать, как пункт морской торговли и благодаря связи с северными городами Ганзейского союза.
Между XII и XVI веками постройки в городе действительно строили на деревянных сваях, бетонные пришли гораздо позже. Все происходило на болотной земле вокруг реки Амстел. Затем добавили знаменитые каналы и их стены. Много домов сохранилось, но им сейчас может быть по 500 или более лет. Многим нужен надзор и реконструкция.
Но городская администрация в последнее время не занималась этим, пишет CNN. И теперь большая часть из 1600 мостов и 200 км каналов нуждаются в осмотре и замене, если возникнет необходимость. К 2020 году главная стратегия была «не дышать» на архитектуру и надеяться на лучшее.
В январе местный телеканал AT5 рассказал: пять лет чиновники пытались заставить власти обратить внимание на плохое состояние водных путей. Они привели слова одного дайвера, который отказался проводить работы под одним зданием из-за «риска неизбежного ее падения».
В ответ мэрия отбивалась общими фразами вроде «ремонты могут быть проведены при срочной необходимости». Одновременно было проведено расследование в отношении мостов и канальных стен, но «безопасность не может быть гарантирована на 100%».
Очень древняя инфраструктура
Поэтому Амстердам взялся за ремонт. Теперь город выглядит как одно крупное инфраструктурное строительство. Во главе его стоит Шэрон Дейксма – чиновник, занимающаяся городским транспортом и трафиком.
Аварийная ситуация
В городе уже произошло несколько серьезных инцидентов с рухнувшими стенами каналов. Как оказалось, минимум 5% из 200 км кирпичных каналов уже непригодны или их ремонт был проведен очень плохо.
Независимое исследование также предупредило: через несколько лет условия сосуществования современного города и древней инфраструктуры станут критическими. Рекомендации довольно жесткие: кое-где надо будет срубить деревья, убрать парковки, закрыть дороги для транспорта весом более 3,5 тонн. На восстановительные работы нужно ежегодно выделять 26,5 млн долларов США. 20 локаций по всему городу уже не доступны для тяжелых автомобилей и их станет больше.
Каналы и стены находятся первые в очереди. Шесть мостов уже были частично или полностью закрыты. Одну из главных городских артерий в районе Йордаан – Розенграхт – закрыли для тяжелого транспорта.
Это один из шести бывших каналов в Иордане, который высушили, чтобы превратить в улицы. Причиной стала зараженная вода и плохая гигиена. Один из мостов доступен только для пешеходов и велосипедистов, другой закрыт до 4 сентября.
К 2023 году должны отреставрировать 27 мостов по всему городу, обновить 800 м канальных стен, еще 3,8 км – подготовить к замене. Общий бюджет таких работ – около 530 млн долларов США. Но если руководствоваться 100 годами, то ежегодно 8-9 мостов должны быть обновленными и 2 км каналов.
«Управление этой инфраструктурой не имело политического приоритета, которого оно заслуживает, потому что это несексуальная тема», – пожаловалась Шэрон Дейксма.
Безопасность всегда на первом месте, говорит она, но сделать город пригодным для жизни и доступным – большой пазл. Амстердам исследуют с помощью измерительных приборов, которые определяют изменения в структуре. А также с помощью современных технологий: 3D и спутниковые снимки и сонары.
Сложная работа по восстановлению
Ремонт осложняется малым количеством пространства на земле и на воде, а также лодками-домами. Раньше такая ситуация тормозила даже небольшие попытки что-то отремонтировать. Если что-то нужно сделать немедленно, то на результатов детального расследования даже не ждут, говорит Альберт Йонгсма. Он работает проектным менеджером, отвечает за каналы и мосты столицы Нидерландов.
Но если ситуация не требует срочного вмешательства, можно разработать план, основываясь на схемах, рисунках от предыдущих инспекций. И уже на его основе и состоянии древесины или камней, можно делать выводы. Если есть угроза обвала, дайверы могут закрепить стальные поддерживающие конструкции. Разговор идет о сохранении старых зданий на следующий век.
«Когда-то город построили для лошадей и карет, но теперь огромные грузовики ездят по тем же путям. Мы должны изменить это ради будущего», – добавляет Дейксма.
Одна из идей – создать хаб на окраинах города, откуда товары можно будет доставлять более легким и более экологичным транспортом.
«Если мы будем беспокоиться они прослужат более 100 лет», – говорит Йонгсма.