Андрей Пионтковский о выборах в Украине, планах Путина и том, как Россия собирается использовать ядерное оружие

Андрей Пионтковский о выборах в Украине, планах Путина и том, как Россия собирается использовать ядерное оружие

О том, что означает визит Виктора Медведчука и Юрия Бойко в Москву, какую ставку сделал на выборах президента Украины Владимир Путин, где может найти свою смерть нынешний кремлевский режим и какие серьезные вопросы стоит задать Петру Порошенко, в интервью НАРОДНОЙ ПРАВДЕ рассказал российский политолог и публицист Андрей Пионтковский.

— В контексте недавней встречи лидера партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука и кандидата в президенты Украины Юрия Бойко, якобы с украинской стороны, с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и премьером РФ Дмитрием Медведевым возникает вопрос: как Москва будет вмешиваться в политический процесс в Украине?

— Я бы говорил о вмешательстве не в будущем времени, а в настоящем. Вы, наверное, не так часто смотрите российские политические ток-шоу, там 24 часа в сутки идет непрерывная пропаганда ненависти к Украине и персонально к человеку, который возглавляет это государство – к Петру Порошенко. Я знаю, что у украинского общества есть много вопросов и претензий к президенту, прежде всего в сфере экономических реформ и борьбы с коррупцией. Но оголтелая, клокочущая ненависть к нему кремлевской своры говорит о том, что в чем-то очень важном для Украины этот человек, наверное, прав.

В украинских выборах задача Москвы только одна – не допустить переизбрания Порошенко. Сегодня есть три реальных кандидата – Порошенко, Зеленский и Тимошенко. Зеленский и Тимошенко активно используют московскую кампанию ненависти как свой электоральный ресурс. Прямо или косвенно, они непрерывно посылают один и тот же месседж украинскому избирателю: Порошенко никогда не договорится с Путиным, а мы бы могли, и на условиях, выгодных Украине! Или еще примитивней: мы — кандидаты мира, Порошенко – кандидат войны. Насколько эффективны будут совместные усилия Зеленского, Путина и Тимошенко – посмотрим. Я не говорю, что Зеленский и Тимошенко — сознательные агенты Кремля, но свою избирательную кампанию они строят на рекламировании своей способности «договориться» с Кремлем.  Мне кажется, что после всех преступлений, которые совершила в Украине российская власть во главе со своим фюрером, эта договороспособность вызовет только обратную реакцию.

— На ваш взгляд, почему в Украине постоянно падает рейтинг президентов? Это было у Кравчука, Кучмы, Януковича, Ющенко, тогда как в России и Беларуси держатся за одного руководителя. У нас же столько президентов поменялось, и, возможно, скоро будет новый.

— Украина – это не Россия, как справедливо заметил один из перечисленных вами политиков. Россия – наследница и правопреемница Орды, а Украина – наследница Киевской Руси. В украинском национальном коде не заложено поклонение хану. Поэтому вы так вольно обращаетесь с вашими президентами. Украина на века опережает Россию в своем политическом развитии.

— Как Москва будет разыгрывать карту войны?

— Самое большое лицемерие и ложь вашей предвыборной кампании — это когда конкуренты Порошенко говорят: мы — это мир, а Порошенко – война. Что значит война? В Украине нет людей в здравом уме, которые хотели бы военным путем вернуть часть Донбасса и Крым. Все понимают, что украинская армия сейчас сильнее, чем в 2014 году, когда ее просто не было. Сегодня она может предотвратить дальнейшую агрессию России, сделать ее цену болезненной и неприемлемой для российского общества. Но никому не придет в голову, что украинская армия может победить вторую или третью в мире по силе российскую армию в наступательной операции по освобождению захваченных ею территорий. Ни один политик или военный руководитель Украины не ставит так задачу. То, что делает сегодняшняя украинская власть, – работа на дипломатическом фронте, укрепление армии, сопротивление попыткам дальнейшего захвата территории Украины. То, что лживые политики представляют избирателю, как дилемму «мир или война», на самом деле является дилеммой: продолжение сопротивления агрессии или капитуляция перед агрессором. Потому что договориться с Путиным можно только на одном условии – полном отказе от независимости Украины.

— А что нужно Путину?

— Ему не нужны Крым или кусочки несчастного Донбасса, ему нужен контроль над всей Украиной, подчинение ее Москве или расчленение. Эти цели не меняются, меняются методы их достижения. Сначала был проект «Новороссия» – аннексия 10-12 областей Украины, но этот проект провалился. Следующий замысел — кремлевская интерпретация «Минска-2» — втолкнуть контролируемые агрессором куски Донбасса в политическое поле Украины, чтобы они стали раковой опухолью, разлагающей Украину. Сегодняшняя стратегия – привести к власти в Украине тех людей, которые будут с Москвой «договариваться». Но мне кажется, что встреча с Бойко и Медведчуком и «договоренность» с ними – грубейшая ошибка Москвы.

— Почему?

— Москва вызвала назначенного ею еще 5 лет назад гауляйтера Украины Медведчука и его прихвостня Бойко, с которыми руководитель российского правительства говорил, как с «равными» ему коллегами, как с властью Украины, как когда-то с Януковичем, которому давали $15 млрд. Вот и этим дают «скидку» 25% на газ для Украины и якобы сохраняют какую-то часть транзита. Москва продемонстрировала свои намерения, наглядно продемонстрировала образ той власти, какую она хочет видеть в Киеве. Зеленского и Тимошенко Кремль рассматривает как промежуточную прокладку на пути к власти Медведчука и Бойко.

Кстати, один из справедливых вопросов к Порошенко, о которых я говорил выше. А почему откровенный предатель Украины, один из организаторов убийств на Майдане, агрессии России, бесчинств и убийств «русской весны» Медведчук не только не арестован а, до сих пор занимает какие-то государственные посты в Украине (Виктор Медведчук с 2015 по 2018 год был спецпредставителем Украины в Минской контактной группе, где отвечал за гуманитарные вопросы, — НП)? Помогает Путину торговать захваченными заложниками?

— В Украине популярна точка зрения, что без вступления в НАТО не будет вступления в Евросоюз. На ваш взгляд, может ли Украина стать членом НАТО?

— Это вопрос из серии: вам шашечки или ехать? Рассуждения о вступлении в НАТО – это рассуждения о шашечках. Даже в самом благоприятном случае, забывая о симпатизирующей Путину Венгрии, которая может заблокировать вступление (вам Голландия чуть не заблокировала ассоциацию), формально это долгий путь. А полномасштабная агрессия России может начаться завтра. Поэтому я вам не о шашечках отвечу, а на главный вопрос: какова будет реакция Запада в случае полномасштабной войны России против Украины?

Запад окажет Украине серьезную политическую поддержку, резко усилит санкции против России, расширит военные поставки – любые, самое современное оружие. Но сражаться против России на территории Украины солдаты НАТО не будут. Ситуация более благоприятная, чем можно было предположить пять лет назад, когда агрессия только начиналась. И при всех справедливых претензиях к Порошенко, выстраивание такого рода отношений с Западом во многом является и его заслугой.

Вопросы формальные – вступление в НАТО, ЕС – будут решаться, но после падения путинского режима и последующего переформатирования Российской Федерации. Сейчас не до шашечек, серьезный кризис в отношениях между Россией и Западом неизбежен уже в 2019 году, потому что Москва сознательно идет на обострение, авантюрно повышая ставки в глобальном противостоянии.

Путин ищет сейчас прямого военного столкновения с НАТО, надеясь выиграть его раз и навсегда путем ядерного шантажа и прямого использования ядерного оружия. Запад, по кремлевским расчетам, дрогнет и отступит. У меня почему-то такое ощущение, что за своей гибелью Кремль полезет скорее в Нарву (в Эстонию, — НП), чем в Мариуполь.

Александр Куриленко