Фомина неделя или Антипасха, так называется воскресенье после Светлой седмицы, этот праздник является переходящим и в 2019 году приходится на 5 мая. В народе этот праздник издавна называют Красная горка. Начиная с этого дня, каждое воскресенье всю Пятидесятницу, до праздника Вознесения Господня, вокруг храма будут совершаться крестные ходы.
Название Фомина Неделя закрепилось за этим днем в память об Уверении апостола Фомы. По преданию, его не было, когда Воскрес Христос и он не верил, что это событие произошло. Когда через некоторое время встреча Фомы и Иисуса все-таки произошла, тогда неверующий апостол вложил пальцы в раны Спасителя. Тогда Господь сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Названия этого дня Антипасха закрепилось в первые века христианства. Ранее на Пасху много оглашенных принимали крещение, после чего они всю неделю ходили в белых одеяниях. Именно это дало название первой пасхальной седмице – Светлая. В день, когда белые одежды снимались, служба проводилась, как подобие пасхальной, то есть служилась вместо Пасхи - Антипасха.
С этой недели начинается отсчет недель "По Пасхе", который идет в течение всего церковного года.
Надо знать, что название Красная горка не имеет такого точного значения. Дело в том, что слово «красный» у славян имело значение «красивый» и в этом значении широко употреблялось. Поэтому Пасха Христова сразу стала называться Красной, тем более что красный цвет всегда связывался у наших предков с жизнью. И если первая праздничная неделя после Пасхи более носила духовный, светлый характер, то время после Антипасхи заполнялось преимущественно душевными гуляниями. На Руси места для гуляний всегда выбирались на пригорках, где по весне всегда быстрее прогревалась земля. На возвышенностях водились хороводы, устраивались игры, поэтому слово "горка" всегда связывалось с отдыхом, развлечением. Во время гуляний на Красную горку часто устраивались катания яиц и другие игры с яйцами.
С Красной горки начиналось время сватовства и молодежных гуляний, хождений в гости к родственникам, ведь этого не было долгое время поста. Фомина неделя становилась своеобразным праздничным аккордом, перед началом весенних полевых работ. Тема подготовка к севу отражалась во многих песнях.
На эту неделю, на девятый день после Пасхи, приходится Радоница – время молитв за усопших и посещения кладбищ – хождение «в гости» к усопшим предкам.