"Арсен Борисович спешит на работу" - Леонид Швец

"Арсен Борисович спешит на работу" - Леонид Швец

В разговоре с министром внутренних дел Арсеном Аваковым о перестрелке в Броварах, которая была квалифицирована полицией как «хулиганство», президент Зеленский сказал, что произошедшее напоминает ему 90-е. Видимо, речь идет о «стрелках», которые «забивались» участниками враждующих группировок для выяснения отношений, и применение оружия подразумевалось, как последний аргумент. Правда, обычно это происходило в вечернее время и в стороне от жилых кварталов.

Аналогия вполне уместная, более того, это, наверняка, такого рода разборка и была, только сейчас не 90-е, даже не в том смысле, который имел в виду президент: дескать, эта печальная страница нашей истории в прошлом. Сейчас мы на другой печальной странице. Идет шестой год войны, и, оказывается, вообще не проблема завезти в столицу, а Бровары – это практически она, сотню вооруженных людей и дать им вволю порезвиться. Напоминает это не только 90-е. Это напоминает, в первую очередь, 2014-й. И потенциально угрожает 2002-м.

В октябре 2002 года теракт с захватом заложников в Москве осуществили сорок человек – в два-три раза меньше, чем количество граждан, нестандартным образом проявивших сегодня утром озабоченность системой перевозок по маршруту Бровары–Киев. К Театральному центру на Дубровке боевики подъехали на трех микроавтобусах, почти как в нашем случае. Что произошло дальше, широко известно. Те, кто вырос позже, может загуглить.


Хотелось бы верить, что от такого развития событий нас бережет не только отмена массовых мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Но особенно рассчитывать на бдительность Службы безопасности Украины не приходится. Назначение, после всех строгих ведомственных проверок, на должность начальника безопасности Харьковского танкового завода имени Малышева человека откровенно пропутинских взглядов, заявленных им публично в российских СМИ, вынуждает признавать, что чувство безопасности, включая национальную, если оно у кого-то имеется, не основано буквально ни на чем.

Еще смешнее говорить об эффективности полиции. О войнах перевозчиков в Киеве известно всем, кто хоть иногда заглядывает в новости. Навскидку: 15 июня прошлого года в Вышгородском районе ночью сгорели десять «Богданов». 15 августа на конечной броварской маршрутки у станции метро «Лесная» в салон бросили коктейль Молотова, раньше в том же месяце один автобус уже сгорел. Очевидно, что случаев разборок намного больше, но не слышно о том, чтобы кто-то за это ответил, ни на уровне исполнителей, ни, боже упаси, заказчиков.

Если в полиции не знали о готовящейся массовой стычке с применением оружия – это одного рода провал, но есть основания считать, что в этой войне доблестные правоохранительные органы – совсем не растерянный защитник порядка, не способный никого уличить и поймать. Активисты напомнили о существовании транспортной компании «А.Т.Н.», которая принадлежит зятю бывшего руководителя аппарата МВД Сергея Чеботаря, до сих пор влиятельного человека в министерстве. «А.Т.Н.» – как раз активный игрок на рынке пригородных перевозок. Имела ли компания отношение к броварской разборке или там замешана другая подобная «подментованная» контора? Следовало бы разобраться. Да только кто же этим будет заниматься?

Арсену Авакову так часто приходится демонстрировать свою пресловутую исключительную принципиальность и эффективность, решительно реагируя на грехи своих подчиненных, что просто не может не возникнуть мысль дать этому святому человеку, наконец, отдохнуть. Изменит ли это ситуацию в органах? Нет, конечно. Просто элементарно напомнит, что руководитель проваленного направления должен уходить, правило такое, придумано не нами и всегда работает. Никто так ярко не свидетельствует о слабости президента Зеленского, как министр Аваков в правительстве. И более токсичного элемента в системе власти сейчас, пожалуй, нет. Считать, что Зеленский этого не видит и не ощущает, наивно. Тем более хотелось бы узнать, чего он ждет? Что еще должно сгореть, где раздаться выстрелы, сколько украсть и кого угробить следует подчиненным Арсена Борисовича, чтобы наступил момент сообщить ему: «На работу больше не приходи, ладно?»

Леонид Швец