«Асса» 32 года спустя

«Асса» 32 года спустя

Премьера фильма Сергей Соловьева «Асса» в конце 1980-х гг. стала настоящим событием не только для киноманов, но и для меломанов – благодаря музыке Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя фильм называли главным кинопроизведением русского рока. Этот фильм стал культовым для поколения 1980-х гг., премьера вызвала настоящий ажиотаж в кассах кинотеатров. В главных ролях снялись непрофессиональные актеры – медик Татьяна Друбич и художник Сергей Бугаев. Как сложились их судьбы в дальнейшем и почему они исчезли с экранов.

Как ни странно, но в процессе создания фильма Сергей Соловьев ориентировался на индийское кино, невероятно популярное тогда в СССР. Конечно, параллели можно провести только в отношении большого количества музыки и в общей сюжетной схеме. Режиссер объяснял: «Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник».

Молодой музыкант и художник-авангардист Сергей Бугаев, переехавший в 14 лет из Новороссийска в Ленинград, стал одним из самых молодых участников легендарной рок-тусовки, духовным лидером которой был Борис Гребенщиков. Там он познакомился с Виктором Цоем и Сергеем Курехиным, вместе с которым играл в одной группе. А поскольку Бугаев в ту пору был увлечен идеями об африканских корнях русской культуры, он заслужил прозвище Африка. Кто его познакомил с Бугаевым, Соловьев позже не мог вспомнить, но при первой же встрече с ним понял: вот таким и должен быть главный герой его фильма – молодым неформалом, плюющим на общественное мнение, предвестником эпохи перемен.

Изначально фильм должен был называться «Здравствуй, мальчик Бананан» – по названию песни рок-альбома Юрия Чернавского «Банановые острова». А слово «Асса» подсказал режиссеру Сергей Бугаев, который в одном из интервью это объяснял так: «На самом деле слово «асса» высоко котировалось у художников. В частности, арт-кружок «Популярная механика» почитал это слово за сакральное. Вспомните, о чем говорится в самом начале фильма «Асса». Всем известный факт: библейский Ковчег. Исторически доказано, что он остановился на Кавказе в районе горы Арарат, и после долгих скитаний по волнам Ной наконец ступил на твердую землю. В чрезвычайном волнении древний герой смог исторгнуть из себя одно лишь единственное слово «Асса!». Это восклицание до сих пор бытует в кавказских языках как своеобразный энергоемкий агрегат. Танцующие горцы выкрикивают: «Ас-с-с-са-а-а!» – и, забывая о сединах, пускаются в безудержную пляску. А для нас клич «асса» стал символом поколения». А сам режиссер на вопросы о странном названии фильма предпочитал отшучиваться, заявляя, что это аббревиатура «Автор Соловьев Сергей Александрович».

После съемок в фильме Сергея Соловьева Бугаев не планировал продолжать актерскую карьеру – он продолжал писать картины и создавать инсталляции, которые экспонировались и в России, и за рубежом, был одним из соучредителей и авторов журнала «Кабинет». В 1990-х гг. он увлекся политикой, его даже называли доверенным лицом Путина.

Татьяна Друбич, сыгравшая в фильме главную женскую роль, тоже не была профессиональной актрисой. Ее кинодебют состоялся еще в 12 лет, а спустя год она сыграла в фильме Сергея Соловьева «Сто дней после детства», с чего и началось их знакомство. Когда ей было 14, а ему – 28, у них начался роман, а спустя 9 лет Татьяна стала женой режиссера. Однако об актерской профессии она всерьез не задумывалась. Друбич окончила медицинский институт и работала врачом-эндокринологом в московской поликлинике.

В 1987 г. Соловьев, который на тот момент уже был ее мужем и отцом их двухлетней дочери, убедил ее сняться в своем фильме. В том же году, одновременно с «Ассой», там же в Крыму Друбич снималась в фильме Станислава Говорухина «Десять негритят», который назвали первым советским триллером. О съемках в «Ассе» она вспоминать не любила: «Я не понимала, что я там делала. Мне песни нравились, мне нравилось, что я в эту замечательную компанию попала. Компания была прекрасной: и в кадре, и за кадром… При этом я работала в поликлинике и боялась, что там узнают о моих съёмках в кино. Главный врач ругался, что я могу пропускать приёмы в поликлинике».

Критики называли ее одной из самых глубоких актрис отечественного кино, но сама Татьяна Друбич была невысокого мнения о своих актерских способностях, называла себя «актрисой по недоразумению» и не хотела продолжать кинокарьеру. Через год после премьеры «Ассы» они с Соловьевым расстались, но режиссер еще не раз снимал ее в своих фильмах. В 1990-х Друбич занялась бизнесом – открыла ночной клуб в Москве, а позже организовала в Германии собственную фармакологическую компанию. Помимо этого, она занимается благотворительностью. В кино с тех пор она практически не снималась. Ее последней на данный момент киноработой стала роль в фильме «Последняя сказка Риты» в 2011 г.

В роли «хозяина жизни», бандита Крымова Соловьев видел только Станислава Говорухина. Тот поначалу отказывался сниматься, ведь он в тот момент в качестве режиссера работал над собственным фильмом, но Соловьеву удалось его переубедить. И в первый же съемочный день у них случился конфликт. Говорухин попытался дать совет Соловьеву как коллеге, на что тот ответил: «Ты – артист, и твое место в буфете». Туда рассерженный Говорухин и отправился. Правда, результат их совместной работы поразил всех – эта роль стала одной из лучших в актерской биографии Станислава Говорухина.

Популярность и узнаваемость «Асса» принесла и еще одному актеру – Виктору Бешляге. Артист цирка лилипутов снимался в кино с 1968 г. и стал одним из самых миниатюрных актеров СССР: его рост – 140 см. Но «Асса» стала его последней киноработой. После этого он вернулся на родину, в Молдову, и больше не появлялся на экранах.

Триумфальным стало появление в фильме Виктора Цоя. О том, кто он такой, Соловьев на тот момент не знал. Когда он появился на съемочной площадке вместе с другими музыкантами, которых режиссер планировал задействовать в массовке, Цой показался ему неинтересным. А позже Соловьев услышал его песни и решил сделать его одним из героев фильма. Сцену его концерта снимали в «Зеленом театре» в Москве. Туда пригласили его настоящих фанатов, и он действительно выступал перед ними на сцене. Людей пришло в 4 раза больше, чем планировалось, они требовали выступления своего кумира и слышать не хотели о съемочном процессе. В какой-то момент режиссеру стало не по себе – толпа была неуправляемой. Но Цой справился с ситуацией – отработав свою сцену в фильме, он продолжил обещанный бесплатный концерт. А на съемках в Ялте музыкант встретил свою последнюю любовь – Наталью Разлогову, помощницу режиссера. Спустя 3 года после съемок артиста не стало – он погиб в автокатастрофе.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210619/43460/