Может ли эта катастрофа повториться? В случае рейса 370 авиакомпании Malaysia Airlines, ответ нам неизвестен. И это опасный прецедент, потому следователи, устанавливающие причины авиакатастроф, обычно не сдаются, пока не получат ответ.
И все же, как мы видели неделю назад, малазийцы безоговорочно закрыли свое расследование по факту исчезновения Boeing 777 с 239 пассажирами на борту, не имея возможности объяснить, что произошло.
Это противоречит усердию, ожидаемому от каждого расследования. Необходимо выяснить, выявила ли катастрофа смертельный фактор – человеческий или механический (или сочетание того и другого), - который может возникнуть снова.
Почему это так важно? Воздушные перелеты стали сегодня настолько безопасными именно потому, что на протяжении многих десятилетий на этот вопрос всегда находился ответ. Одну катастрофу за другой неуклонно изучали, до тех пор пока ее причину не могли объяснить досконально.
Именно это делает дело MH370 таким тревожным.
Прошло почти пять лет после того, как самолет бесследно исчез, и теперь он стал частью галереи призраков. Он принял новое культурное измерение, перейдя от осязаемого к неосязаемому под названием «Величайшие авиационные мистерии мира». В будущем ему будет посвящены всевозможные гипотезы, от рациональных до безумных.
Очевидно, никто не хочет быть частью такой долговечной истории. Список жертв берет свое начало в самые ранние дни освоения воздуха и включает много давно забытых имен и одно, которое никогда не забудется - Амелия Эрхарт.
Большинство из них - призраки того времени, когда безопасность полетов тесно зависила от накопления технического опыта. Техника была относительно примитивна, риски - безрассудными. Многие составляющие процесса полета были ошибочными. Наука развивалась медленно - каждая смерть являлась уроком на будущее.
Внезапный, по-видимому, произвольный и насильственный характер авиакатастроф запечатлелся в общественном сознании, убедив людей, что перелеты опаснее, чем они есть на самом деле: смертность от дорожно-транспортных происшествий всегда была намного выше в совокупности, но термина «страх вождения» не существует.
Многое с тех пор изменилось, и уровень риска, приемлемый для коммерческой авиации в первые пять десятилетий ее существования, теперь немыслим. Ежегодно более четырех миллиардов пассажиров садятся в самолеты по всему миру с почти полной уверенностью в своей безопасности.
На этом фоне MH370 является аномалией и тайной. В некотором роде сложная система, которая дала нам безупречную культуру безопасности, потерпела неудачу. И мы до сих пор не знаем, какая часть или части этой системы, будь то по отдельности или в сочетании, привели к аварии.
За каждую авиакатастрофу кто-то должен нести ответственность, и виновников спешат найти сразу. Особого упоминания достойна некомпетентность малазийских властей. И семьям жертв, к которым малазийцы зачастую относились как к назойливым мухам, тоже досталась своя доля вины.
Но обвинять без доказательств бесполезно. Рейс MH370 стал уникальным в истории современного воздушного путешествия – это нераскрытое дело, которое никто не хочет решать. Вывод авиационной промышленности заключается в том, что это было выходящее из ряда вон событие со своими особыми причинами, которые больше вас не побеспокоят, поэтому зачем тратить деньги на их изучение? Все это напоминает расследование убийства человека, чье тело пропало. Или, точнее, пропали тела 239 человек, которые теперь покоятся где-то в глубине океанских вод и не могут рассказать свою историю – и, возможно, не смогут никогда.