Балерины в советском кино

Балерины в советском кино

Как правило, режиссеры опасаются приглашать на съемки непрофессиональных актрис – отсутствие профильного образования и актерской подготовки мешают справляться с режиссерскими задачами. Балерины красивы, грациозны, артистичны, имеют опыт выступлений на сцене перед публикой, но очень редко кому-то из них удается достичь успеха одновременно и в балете, и в кино. Но в каждом правиле есть свои исключения…

Наталья Аринбасарова

Стать балериной Наталья Аринбасарова решила еще в детстве. Однажды она увидела по телевизору отрывок из балета «Лебединое озеро». «Красивые женщины в невероятно красивых платьях (тогда я еще не знала, что они называются пачками) танцевали какой-то удивительный, неземной танец. «Мама, – спросила я, прибежав домой, – как это называется?!» «Балет», – ответила мама. «Тогда я хочу быть балериной!» – ответила я», – вспоминала Наталья. Она окончила балетную школу в Алма-Ате, откуда ее перевели учиться в Москву, в Академическое хореографическое училище при Большом театре.

Однажды к ним в училище пришли ассистенты режиссера Андрея Кончаловского, которые подыскивали актрису на роль Алтынай в фильме «Первый учитель». Они выбрали одну из танцовщиц, но не записали ее фамилию, а потом позвонили в училище и попросили прислать «девочку из казахской группы». Педагоги решили, что речь идет об Аринбасаровой, и хотя это было ошибкой, на «Мосфильме» сделали выбор все-таки в пользу Натальи. Эта дебютная роль стала для нее знаковой и в профессиональном, и в личном плане: за нее она получила главный приз, Кубок Вольпи на международном кинофестивале в Венеции в 1966 г., а во время съемок у нее случился роман с режиссером, она стала первой женой Кончаловского и родила ему сына Егора. Окончив ВГИК, Аринбасарова продолжила свою актерскую карьеру и сыграла около 70 ролей в кино.

Аринбасарова не жалела о том, что выбрала актерскую профессию, но о своем балетном прошлом всегда вспоминала с особенной теплотой: «Балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идешь и смотришь балет. Ты растешь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где, кроме всего прочего, тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят: вставай, – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через «не могу», через «не хочу» в жизни помогает всегда».


Галина Беляева

Когда режиссер Эмиль Лотяну искал главную героиню для своего фильма «Мой ласковый и нежный зверь», он поставил перед своими ассистентами непростую задачу: найти молодую девушку, одновременно похожую на Татьяну Самойлову, Людмилу Савельеву и Одри Хепберн. Актрису искали и среди студенток хореографических училищ, но на протяжении полугода поиски оставались безуспешными – в столице подходящих кандидатур найти не удалось. Когда режиссер увидел фотографию 16-летней студентки Воронежского хореографического училища, он понял, что наконец нашел идеальную исполнительницу главной роли в своем фильме.

Однако первые пробы оказались для Беляевой провальными – не имея опыта работы перед камерой, девушка чувствовала себя скованно и не знала, как себя вести. Но во время второй кинопробы ей помог раскрепоститься Олег Янковский, и она показала хороший результат. Ее обаяние, искренность и непосредственность компенсировали отсутствие актерской подготовки. Кинодебют Галины Беляевой оказался очень успешным и принес ей всесоюзную популярность. Тем не менее балет оставался для нее на первом плане. Спустя год она окончила хореографическое училище, и кто знает, что бы в результате перевесило – кино или балет, если бы не любовь, вспыхнувшая на съемках между ней и режиссером.

К моменту выхода на экраны фильма «Мой ласковый и нежный зверь» они стали мужем и женой. В 1983 г. Беляева окончила Щукинское училище, поступила в труппу Московского театра имени Маяковского и навсегда распрощалась с балетом. К моменту окончания училища на ее счету было уже несколько работ в кино, но актриса продолжала тосковать о балете. И Эмиль Лотяну дал ей возможность исполнить балетные партии на съемочной площадке – Беляева сыграла главную роль в биографическом фильме «Анна Павлова», повествующем о судьбе великой балерины. Вскоре их брак с режиссером распался, она снова вышла замуж. В ее актерской карьере случались долгие паузы – она родила четверых детей, которые стали смыслом ее жизни. Поэтому Галина Беляева не жалеет о несыгранных ролях и продолжает сниматься в кино и по сей день – когда это не мешает ее семье.


Наталья Седых

Наталья Седых с 4-х лет занималась фигурным катанием. Ее педагог обратила внимание на то, что в спорте ее больше всего привлекает танец, и посоветовала ей заняться балетом. Она поступила в балетную школу при Большом театре, а затем окончила хореографическое училище. Однажды номер с ее участием попал в эфир телепрограммы, которую случайно увидел режиссер Александр Роу. Он пригласил Наталью Седых на пробы и утвердил 15-летнюю балерину на главную роль в свой фильм-сказку «Морозко».

На съемочной площадке у нее многое происходило впервые: случилась первая любовь к актеру Эдуарду Изотову, который сыграл роль Иванушки, с ним же был первый в жизни поцелуй – правда, только на съемочной площадке. На тот момент ему было 33 года, он был женат и о тайной влюбленности своей партнерши даже не догадывался. Неопытную дебютантку на съемках все опекали. Инна Чурикова даже привела ее на прослушивание в театральное училище. Но при этом ей дала такое напутствие: «У тебя большое будущее в кинематографе, но с голосом нужно что-то делать, может, стоит позаниматься». Девушка действительно говорила слишком тихо, но педагог сказал, что это – ее индивидуальность, и ее нужно сохранить.

После шумного успеха ее кинодебюта ей стало поступать много новых предложений от режиссеров. Она снялась еще в нескольких фильмах, но потом решила, что больше не может разрываться между съемками и занятиями в хореографическом училище, и в 20 лет решила уйти из кино. В 1969 г. Наталья Седых стала артисткой балета труппы Большого театра. За 20 лет она прошла путь от кордебалета до солистки, вместе с труппой объездила весь мир. После завершения балетной карьеры она поступила в штат Театра у Никитских ворот и вновь начала сниматься в кино. Наталья Седых признавалась: «Мне было приятно вернуться на съемочную площадку – все-таки тоска по кино все эти годы во мне существовала, хотя я считала и считаю, что главное в моей жизни – балет». На данный момент в ее фильмографии – около 20 ролей, с 2010 г. Седых не появлялась на экранах.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020220/45360/