Банда ГТА — вопросов только прибавилось

Банда ГТА — вопросов только прибавилось

Чтобы решиться бежать из здания суда, нужно быть либо слишком глупым, либо слишком самоуверенным. Впрочем, и все остальные ужасные преступления подсудимых обычной логике не поддаются.

Во вторник в здании Московского областного суда прогремели выстрелы, в результате которых трое обвиняемых по делу так называемой банды ГТА были убиты сразу, еще двое ранены, один из которых впоследствии скончался. Пятый находится под охраной в лечебном заведении. В больницу с травмами доставили и двух конвоиров, а также бойца Росгвардии.

В день заседания, примерно в 13:50 Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов, Холик Субханов, Фазлитдин Хасанов и Зафарджон Гулямов напали на конвоировавших их Михаила Фартушняка и Елизавету Лукьянову в лифте, в котором их спускали с четвертого этажа вниз. Известно, что преступники остановили кабину, раскачав ее, после этого принялись душить, избивать конвоиров, в результате чего смогли завладеть их табельным оружием. Борьба в зависшем между этажами лифте продолжалась по разным данным от 10 до 30 минут, пока электромеханики не отправили лифт на третий этаж.

За это время наряд Сергиево-Посадского ОМОНа, который обеспечивал силовое сопровождение по доставке другого обвиняемого в Мособлсуд, получил сигнал о происшествии и приготовился к блокированию совершивших побег преступников. Основная группа из 4 человек взяла под контроль второй этаж как наиболее вероятный для появления бандитов. Двое бойцов Росгвардии (в которую и входят омоновцы) заняли позицию на третьем этаже здания, где на них из лифта выбежали вооруженные двумя табельными пистолетами Макарова бандиты. Завязалась стрельба, в ходе которой один из омоновцев получил пулю в плечо. Однако ответным огнем удалось ранить нескольких преступников. Спасаясь, они, видимо, бросились в один из залов заседаний, где их уже поджидали слышавшие стрельбу полицейские. Здесь только что закончилось очередное заседание по делу обвиняемого в бандитизме и убийствах экс-главы администрации города Миасса (Челябинская область) Виктора Ардабьевского. Все это время в зале оставался сам обвиняемый, двое сотрудников конвойного подразделения ГУ МВД России по Московской области — прапорщик полиции Николай Макаренко и старший сержант Денис Коропчан, а также двое участников процесса (предположительно, пресс-секретарь и адвокат).

Поняв, что преступники бегут именно к ним, полицейские смогли быстро скоординироваться, рассредоточиться по мере возможности в достаточно маленьком помещении и занять позиции. Поэтому, когда туда вбежал первый преступник, державший на вытянутых руках пистолет и искавший цель, он был сразу сражен огнем. Вслед за ним пытались вбежать и остальные бандиты, но они также получили свою порцию свинца.

Сзади их подгоняли росгвардейцы, поэтому шансов выбраться из западни у преступников практически не было — их зажали с двух сторон на небольшом пространстве. Чем, собственно, и объясняется такая кучность тел убитых и раненых. Впоследствии были названы имена троих ликвидированных бандитов:  Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов, Холик Субханов.

Происшествие это, мягко говоря, стало резонансным — побеги во время конвоирования, конечно же, случались и ранее, но вот так, чтобы с нападением и стрельбой, — такого не было давно. Тем более что произошло это не в каком-то глухом райцентре, а в огромном и хорошо охраняемом здании Мособлсуда.

Появившиеся после ЧП сильно противоречащие порой друг другу сообщения только размывали картину произошедшего. Это в итоге породило множество версий, в том числе и конспирологических, — что же это все-таки было и почему все так произошло. К примеру, неназванный источник в спецслужбах рассказал «Московскому комсомольцу», что членов банды ГТА специально спровоцировали на побег, чтобы затем ликвидировать. Такое же предположение высказал и адвокат Игорь Трунов. По его словам, перестрелка в Мособлсуде могла быть инсценировкой. В то же время широко известно и о другой — технически более простой практике, когда «слишком много знающие» арестанты в российских тюрьмах умирают от острой сердечной недостаточности. Как это, например, произошло с лидером кущевской группировки Сергеем Цапком, юристом Сергеем Магнитским, бывшим замминистра ЖКХ Подмосковья Владимиром Гусевым и многими другими. Эту же причину первоначально назвали как приведшую к смерти топ-менеджера Роскосмоса Владимира Евдокимова, чье тело обнаружили в камере с ножевыми ранениями груди и шеи.

И тем не менее с самого начала в деле банды ГТА наблюдается очень много странностей. В СМИ поступает очень мало информации, и на многие важные вопросы нет ответов. Даже когда летом 2014 года стало понятно, что убийства, совершаемые на подмосковных трассах, стали регулярными, никаких официальных комментариев от властей на это не последовало. В итоге среди жителей Москвы и области поползли слухи, что в регионе действует группа бывших спецназовцев, чем и объясняется их неуловимость. Правда, из каких соображений им необходимо было убивать случайных водителей, оставалось неизвестным. По другим предположениям, это могли действовать международные террористы-исламисты. В то же время появившаяся в СМИ информация, что для остановки автомобилей банда использует шипы в виде крестов, породила гипотезу, будто это дело рук неких сатанистов.  По тем же слухам, счет жертвам шел уже на несколько десятков человек. А так как власти «бездействуют», то для поимки преступников начали формироваться отряды добровольцев.

Итак, согласно инструкции, в зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных, конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным. В первом случае на пятерых конвоируемых должно было приходиться три конвоира. При усиленном конвое фигурантов «дела банды ГТА» должны были сопровождать восемь конвоиров. Вместо этого пятерых обвиняемых в тяжких преступлениях вели всего два конвоира, причем один из них — женщина. По словам источника РИА «Новости» в правоохранительных органах, нападавших не должны были везти в лифте. Другой источник допускал это, но пояснил, что их требовалось перевозить по двое.

Интересно еще и то, каким чудом конвоирам удалось избежать смерти, — ведь у преступников были полностью заряженные пистолеты. Вероятно, их не убили только потому, что рассчитывали использовать в качестве живого щита, однако даже когда завязалась перестрелка, те смогли избежать огнестрельных ранений. При этом если раненого бойца Росгвардии в Главном военном госпитале РГ в подмосковной Балашихе посетил глава этого силового ведомства Виктор Золотов — о чем говорится на официальном сайте службы, — то о пострадавших конвоирах мы ничего не знаем — ни о характере их травм, ни о нынешнем самочувствии.

По мнению вице-президента международной ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Алексея Филатова, члены группировки могли договориться с правоохранителями о побеге. «Это непрофессионализм руководителя, который принял решение, что конвой будет в таком составе. Или второй вариант, что тоже возможно, — сговор. Один получил средней тяжести увечья, а вторая сейчас спокойно дает показания. Это мог быть коррупционный сговор, и была предоставлена возможность этим преступникам бежать», — заявил он.

Нарушением «всевозможных инструкций от А до Я» назвал действия конвоя и генерал Золотов. Вызывает интерес еще и тот факт, что раньше все участники банды содержались в разных СИЗО («Медведь», «Водник», «Матроска») и на каждое заседание суда их свозили с разных концов Москвы. Однако с недавних пор их всех поместили в СИЗО № 12. Видимо, для удобства транспортировки. Несмотря на то, что они находились в разных камерах, это не помешало им общаться между собой. Причем, как полагают следователи, в этом им могли помочь сами сотрудники СИЗО. Впрочем, по словам адвоката одного из членов банды ГТА Абубакора Манаева, усиленного конвоя никогда не было — два-три человека. «Не конвой, а одно название, — то заснут в суде, то еще что», — отметил защитник.

Судебные заседания по делу банды ГТА длятся уже год — с 28 июня 2016 года.

Тем не менее за это время стало известно, что членам банды ГТА инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных статьями: 209 (бандитизм), 105 (убийство), 162 (разбой), 222 (незаконный оборот оружия), 223 (незаконное изготовление оружия) и 325 (похищение документов) УК РФ. На скамье подсудимых до недавнего времени находилось девять уроженцев стран Средней Азии: Хазратхон Додохонов, Холик Субханов, Анвар Улугмурадов, Фазлитдин Хасанов, Шерозджон Кодиров, Мирзомавлон Мирзошарипов, Абдумуким Мамадчонов, Умар Хасанов и Зафарджон Гулямов. Некоторые СМИ при этом говорили о существовании еще четырех участников банды, двое из которых задержаны и находятся в заключении в Таджикистане.

В деле, переданном в суд, фигурируют 15 эпизодов преступлений. Всего от рук преступников погибли 17 человек. Все обвиняемые отказались от суда присяжных, поэтому дело рассматривает федеральный судья Наталия Валикова.

Первыми жертвами преступников стали гастарбайтеры-таксисты, которых убили еще в 2012 году, чтобы завладеть их автомобилями. Одного из них задушили и забили металлическим ломом, второго застрелили. Тела спрятали на территории частного дома, где проживали некоторые члены банды. В середине 2013 года они расстреляли пару в автомобиле, стоящем в лесополосе. В результате мужчина, находившийся в машине, умер, женщина получила тяжелые ранения, но выжила. Спустя 2 месяца на 92-м километре Новорижского шоссе застрелили водителя стоящего на обочине джипа.

В ноябре 2013 года у деревни Лужки Истринского района также с применением огнестрельного оружия убили водителя, менявшего колесо своего автомобиля.

В том же месяце эта же банда напала на троих молодых жителей Рязани, ехавших из Москвы домой. Они остановились на обочине, чем и воспользовались преступники. Двое от полученных огнестрельных ранений скончались на месте, третьему удалось выжить.

В декабре того же года участники банды напали на склад ООО «РК-Север» в Ольховском переулке в центре Москвы. По поступившей им информации, там должны были находиться деньги, предназначенные для выплаты зарплаты. Они убили троих человек, но никаких денег там не нашли.  В феврале 2014 года они убили председателя наблюдательного совета банка «Флора-Москва» Владимира Кириллюка, который совершал вечернюю велопрогулку возле поселка в Подмосковье, сначала выстрелив в него несколько раз из пистолета, а затем добив ножом. В начале мая на трассе М4 «Дон» они с помощью рассыпанных на дороге шипов смогли остановить автомобиль пожилых супругов и убили их выстрелами в голову. Ту же тактику применили и в июне, на той же трассе, застрелив одного автомобилиста.

Еще двоих они убили в августе на Московском большом кольце и на улице Домостроительной, идущей параллельно МКАД в районе Востряково.

Последнее преступление, которое вменяют подсудимым, было совершено в ночь на 3 сентября 2014 года. Возле заправки на 35-м километре МКАД они также напали на водителя, выстрелив в него три раза и ударив битой, однако мужчине удалось убежать. Кроме того, на счету банды было еще несколько нападений, жертвам которых удавалось выжить. В ноябре 2014 года основных членов банды задержали. При этом один из предполагаемых лидеров банды, уроженец Киргизии Ибайдулло Субханов, который использовал поддельный паспорт на имя Рустама Усманова, во время задержания был убит. Забаррикадировавшись в доме в подмосковном поселке Удельная, расположенном по улице Горького, владение 3, он оказал вооруженное сопротивление, бросив гранату, но был уничтожен огнем спецназа. Позже в доме нашли арсенал с 60 единицами различного оружия.

Корреспондент «Медиазоны» приводит такой диалог обвиняемого Анвара Улугмурадова с судьей, услышанный им во время заседания 27 октября 2016 года: — Могу ли я попросить, чтобы со мной ничего не случилось, чтобы меня не отравили или какие-то другие непредвиденные варианты?

— Вы какие гарантии у суда просите?

— На меня оказывают давление определенные органы, если я буду говорить то, что было на самом деле, мне пообещали кое-что.

— Начнем с того, что я не знаю, о каких органах вы говорите и что вам пообещали. Вы можете отказаться давать показания или дать показания. Какие дадите показания — ваше право.

— Я могу рассчитывать, что меня не тронут?

— Вы что хотите? Чтобы я вас в свою квартиру пригласила? Какие хотите гарантии? Суд ничего вам не может дать, и УПК никому никакие гарантии не дает…

Интересна в деле и фигура управляющего делами Генпрокуратуры Алексея Староверова. Именно его дом пришлось штурмовать спецназу для поимки скрывающегося там главаря банды ГТА. По данным «Коммерсанта», дом принадлежал не самому чиновнику, а его матери. Как рассказал представитель СКР Владимир Маркин, Староверов был допрошен в качестве свидетеля и дал «исчерпывающие показания», из которых следовало, что хозяйственную постройку Субханову сдавал в аренду родственник Староверова. Сам же работник Генпрокуратуры с членами банды якобы не контактировал.

Тем не менее позже сообщалось, что по результатам обыска, в ходе которого было найдено оружие, в отношении Староверова было возбуждено уголовное дело по статье «незаконный оборот оружия» (222 УК РФ). Соответствующее постановление подписал первый заместитель председателя СКР Василий Пискарев. Однако через несколько дней заместитель генерального прокурора Виктор Гринь отменил постановление конкурирующего ведомства.

В 2013 году журнал Forbes назвал Староверова самым богатым сотрудником Генпрокуратуры с семейным доходом в 50 млн рублей, половина из которых приходится на его супругу-предпринимательницу. Бизнес-связи, кстати, у Надежды Староверовой были своеобразными. Пополам с женой (теперь уже бывшей) заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина — Ольгой они владеют ООО «Арлайн», занимающимся производством сахара. В 2008 году эта компания стала соучредителем (50%) ООО «Сахар Кубани», зарегистрованного в станице Кущевской Краснодарского края. Остальными владельцами стали Анжела Мария Цапок и Наталья Цеповяз — жены главаря кущевской банды Сергея Цапка и его ближайшего подручного Вячеслава Цеповяза, депутата от партии «Единая Россия».

На даче же руководителя Лечебно-реабилитационного центра Минздрава, члена-корреспондента РАМН и друга Староверова Константина Лядова нашли оружейную мастерскую банды. Еще один из ее членов Фазалидин Хасанов работал в доме известного хирурга кем-то вроде сторожа и прислуги. А в свободное время переделывал в подсобке травматические пистолеты в боевые, из которых потом и совершались убийства. С использованием небольшого токарного станка Хасанов ухитрился даже изготовить снайперскую винтовку. Когда появилось сообщение о том, что СКР возбудил уголовное дело в отношении Староверова, тот быстро с гипертонической болезнью лег в клинику, которой руководит Лядов, и подал заявление на увольнение. Впоследствии ни Староверов, ни Лядов в деле не фигурировали.

Так что в связи со стрельбой в Мособлсуде и без того достаточно мутное дело банды ГТА только прибавило вопросов. Остается лишь надеяться, что вызванный неудавшимся побегом резонанс заставит всех пристальней следить за исходом этого дела и даст ответ — для чего и в чьих интересах обычные с виду гастарбайтеры убили столько невинных людей.

источник