Они пришли. В руках у них были тапочки. Ими они хотели раздавить человека, которого они называют «тараканом». Александр Лукашенко, странноватый диктатор, за прошедшую четверть века сохранил в Беларуси многие репрессивные структуры и символы Советского Союза. Но по мере приближения 9 августа, дня, на который назначены президентские выборы в стране, появляются признаки того, что тщательно оберегаемое здание его диктатуры рушится.
Какое-то время существование Беларуси Лукашенко являло собой скромную постсоветскую историю успеха. Дешевая российская нефть, переработанная в Беларуси и перепроданная в Европу, позволила президенту воссоздать часть комфортных условий, напоминавших о Советском Союзе. Белорусам по-прежнему гарантировались рабочие места, жилье и услуги в экономике, которая до сих пор в основном живет за счет трубопроводов брежневских времен. Хрупкие институты государства уничтожили, на смену им пришла политика, сведенная к шутовской персоне Лукашенко. Даже сегодня в Беларуси нет ни правящей партии, ни достойного внимания парламента, ни большого количества известных политиков. Кабинет министров - сборище бюрократов, во всем соглашающихся с президентом, которого многие называют Батькой.
После многих лет экономической стагнации и падения уровня доходов недовольство в Беларуси распространено так же широко, как и в начале 90-х годов. Та ранняя волна протестов привела к власти Лукашенко, бывшего председателя колхоза. С тех пор он продолжает побеждать на выборах, прибегая с помощи популизма, отеческой заботы, репрессий и субсидий из России. Сколько белорусов на самом деле поддерживают его, неизвестно - он запретил проводить независимые опросы общественного мнения. Однако намек на его непопулярность можно найти в том, что люди часами стоят в очередях, чтобы выдвинуть кого-то другого кандидатом в президенты.
Подход Лукашенко к проблеме Covid-19 был почти комически неуместным. Он отмахнулся от пандемии, назвав ее «психозом». Он сказал, что защититься от вируса можно выпив водки, покатавшись на тракторе и попарившись в бане. Он устроил военный парад 9 мая, заявив, что «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Теперь он хочет переизбраться на шестой срок.
Белорусы в значительной степени проигнорировали его советы. Многие носят маски для лица и поддерживают социальную дистанцию. Волонтеры собрали деньги на покупку защитного снаряжения для врачей и аптечек для больниц. «Кто, если не мы?» - гласит сообщение на странице волонтеров в Фейсбуке. Частный бизнес присоединился. Энергия, созданная на волне активизма, перешла в политику.
Сергей Тихановский, бывший бизнесмен и видеоблогер, увидел возможность для перемен. Он основал движение под названием «Страна для жизни». Тихоновский - харизматичный популист, которого иногда сравнивают с Владимиром Зеленским, бывшим комедийным актером, который сейчас занимает пост президента Украины, и Алексеем Навальным, блогером, ставшим лидером оппозиции в России. Тихановский поклялся «остановить таракана», как он назвал Лукашенко (намекая на его усы, которые придают ему сходства с персонажем детского стишка «Тараканище»). Тихановский привязал к крыше своего автомобиля гигантскую тапочку - популярное оружие против мелких вредителей - и ездил по стране, общаясь с простыми людьми и транслируя видео в прямом эфире.
Через несколько дней полиция его арестовала. В его квартире «нашли» 900 тысяч долларов и предположили, что он был иностранным агентом. После этого жена Тихановского выдвинула свою кандидатуру. Тысячи людей поддержали ее выдвижение. Некоторые несли в руках тапочки.
В отличие от предыдущих акций протеста в Беларуси, нынешняя волна вовлекает в себя множество представителей среднего класса и части элиты, которые узрели возможную альтернативу: еще два независимых кандидата, появились из недр самой системы. Один из них - Валерий Цапкало, бывший посол в США и основатель успешного белорусского IT-кластера. Другой, более серьезный претендент - бывший банкир Виктор Бабарико. (Он был главой «Белгазпромбанка», дочерней компании российского «Газпромбанка»).
Лукашенко выглядит напуганным. Он отправил в отставку своего умеренного премьер-министра якобы за связи с Бабарико и приказал своим спецслужбам совершить рейд на «Белгазпромбанк». За последнюю неделю против союзников Бабарико было возбуждено десятки дел. «Белгазпромбанк», который, как утверждает Лукашенко, является инструментом российского влияния, передали под управление центрального банка. На все это Бабарико отвечает, что власти не понимают, что «той Беларуси, которая существовала раньше и которую они пинали ногами, больше не существует».
18 июня Виктора Бабарико арестовали вместе с его сыном, который руководил его президентской кампанией. Его обвиняют в том, что он вывел из «Белгазпромбанка» через Латвию более 430 миллионов долларов. 20 июня представители его предвыборного штаба предоставили в избирательную комиссию 400,000 подписей, необходимых для регистрации Бабарико в качестве кандидата на выборах 9 августа.
Несмотря на то, что политические протесты в Беларуси все еще редки, арест Бабарико вывел демонстрантов на улицы по всей стране. После того, как милиция задержала более ста человек, Лукашенко начал давать мрачные намеки на то, как он может цепляться за власть. Он посоветовал белорусам вспомнить бойню 2005 года в Андижане, когда узбекские силовики расстреляли сотни демонстрантов на улицах.
В прошлую пятницу, 19 июня, на улицы 10 городов Беларуси вышли тысячи человек в знак протеста против недавней серии арестов, которые активисты оппозиции назвали попыткой вывести народных кандидатов из президентской гонки.
Независимая неправительственная организация «Весна», которая следит за протестной деятельностью в Беларуси, сообщила в субботу, что за ночь было задержано не менее 120 человек, в том числе много журналистов.
В пятницу Лукашенко назвал акции протеста иностранным заговором и заявил, что правоохранительные органы страны «сорвали Майдан», ссылаясь на революцию в Украине в 2014 году, которая свергла пророссийского президента страны.
В стране не проводятся независимые политические опросы, но в начале июня в белорусских социальных сетях в тренде был мем «Саша три процента». Имелись в виду низкие показатели Лукашенко в неофициальных опросах независимых интернет-изданий.
Лукашенко заявил, что у нескольких кандидатов, баллотирующихся против него на этих выборах, есть связи с Россией. Несколько белорусских СМИ назвали Бабарико «кандидатом, связанным с Кремлем». Сам Бабарико опроверг это утверждение и попросил СМИ не называть его пророссийским кандидатом. Лукашенко сам давно налаживает тесные отношения с Россией, у которой с Беларусью тесные экономические связи в рамках таможенного союза.
Правительства Великобритании и США осудили аресты и призвали белорусские власти уважать право своих граждан на мирный протест.
«Соединенные Штаты призывают правительство Беларуси выполнить свои международные обязательства по соблюдению основных свобод, разрешив беларускому народу свободно, мирно собираться, и освободить задержанных, в том числе журналистов, освещающих мирные собрания», - говорится в сообщении, опубликованном в Твиттере представителями посольства США в Минске.