БЕЛЫЙ СЛОН

БЕЛЫЙ СЛОН

Эта история с караван-сараем (зачеркнуто) дворцом Путина напоминает один любопытный исторический факт…
Согласно легенде, королеве Сиама по имени Сиримахамайя приснилось, что белый слон принес ей цветок лотоса. Это означало, что появится святое дитя. Поэтому с незапамятных времен в Юго-Восточной Азии белый слон (слон-альбинос) считался священным животным и, безусловно, принадлежал исключительно королю. Поэтому высшей наградой от короля для вассала считался подарок в виде белого слона. Это говорило о благосклонности монарха к своему верному подданному.
Но это же означало и проклятье. И вот почему.
Дело в том, что белый слон по определению не мог работать. Напротив, его необходимо было вкусно кормить и ухаживать за ним с особым почетом. Для обслуживания белого слона необходимо было содержать специальный штат лучших слуг, которых задействовать на любой другой работе было нельзя. В свою очередь, персонал, обслуживающий белого слона, также не должен был ни в чем нуждаться. И за всем этим надзирал специальный опытный в таких делах монах, который строго следил за тем, чтобы белый слон обслуживался правильно.
О том, что содержание такого монаха полностью перекладывалось на плечи счастливого слоновладельца, полагаю, уточнять нет необходимости.
Дни праздников становились для владельца белого слона дополнительным источником затрат. В эти дни белого слона, украшенного гирляндами цветов, надлежало провести по улицам. Сам слоновладелец должен был идти впереди и раздавать бедным милостыню. В свою очередь толпа приветствовала слоновладельца, держа в руках цветки лотоса. А если белый слон соизволил взять у кого-то из толпы такой цветок, то слоновладелец обязан был наградить такого счастливца ценным подарком.
Кстати, любопытная деталь: собирать с подданных дополнительные налоги на содержание белого слона запрещалось. Больше того: нельзя было не то что сказать в адрес белого слона худого слова, но даже посетовать на большие затраты! Ибо соглядатаи немедленно донесли бы об этом королю (что, как очевидно, было чревато самыми неприятными последствиями).
Натурально, передарить белого слона было решительно невозможно, ибо это королевский подарок! О том, чтобы убить белого слона, никто даже и не помышлял: причинение смерти белому слону (даже по неосторожности) автоматически налагало проклятие не только на слоноубийцу, но и на весь его род (а снять таковое было крайне непросто - и только через несколько поколений).
А если владелец белого слона умирал раньше, нежели королевский подарок (что случалось чаще, ибо слоны живут в среднем восемьдесят лет), то все права (и, естественно, обязанности) слоновладельца автоматически переходили к наследнику.
Когда белый слон умирал, то это, с одной стороны, было избавлением. Но, с другой стороны, становилось источником дополнительных затрат.
Во-первых, собиралась специальная комиссия из священнослужителей, которые устанавливали причину смерти белого слона. Затем следовали пышные похороны, сравнимые с королевскими. Далее, на месте погребения животного следовало соорудить храм. Потом следовал траур, во время которого всем, кто пришел помянуть белого слона, следовало подавать милостыню.
Все за счет слоновладельца.
Таким образом, обладание таким «подарочком» практически гарантированно вело к разорению.
Вот такая утонченная восточная подлянка...
Когда в XIX веке англичане узнали про этот обычай, то им это так понравилось, что выражение «белый слон» (white elephant) вошло в английский язык в качестве устойчивого идиоматического оборота, означающего некое имущество, которое хозяин вынужден содержать, но взамен не получает от него никакой пользы.
Так вот, к чему это я…
К тому, что этот дворец становится натуральным «белым слоном». Хуже того: для российского общества Путин стал тем самым белым слоном: вся Россия вынуждена его содержать — но при этом не получает никакой пользы от этой сомнительной обязанности.
P.S.
Ничуть не удивлюсь, что отныне к эпитетам, коих удостаивается наш сказочный национальный лидер, добавится еще одно: БЕЛЫЙ СЛОН. И вот это погоняло (по моему оценочному суждению) будет самое верное.