Правообладатели готовятся к первому мая — с этой даты у них появится возможность навсегда закрывать ресурсы с пиратским контентом за неоднократные нарушения. Планы у владельцев прав на контент серьезные — под удар попадут сразу несколько сотен ресурсов.
«Ассоциация «Интернет-видео» как одна из наиболее заинтересованных сторон в антипиратском процессе выступает координатором в работе по блокировке пиратских ресурсов. Иски будут подавать правообладатели и подрядчики, которые занимаются антипиратской деятельностью по доверенностям от правообладателей», — рассказывает Алексей Бырдин. Кроме того, он подчеркивает, что первыми пострадают наиболее крупные ресурсы:
«Мы видим, кто составляет наибольшую конкуренцию легальным ресурсам, и в первую очередь будем блокировать именно их».
«Закон работает таким образом, что нет необходимости всем, чьи права нарушены, подавать жалобы на один и тот же сайт. Правообладатели разделят эту ответственность между собой, и после 1 мая против основных пиратских площадок будут поданы иски», — поддерживает коллегу председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Акопов.
В общем списке сейчас более 700 сайтов. Раскрывать весь список Алексей Бырдин отказался. Он назвал лишь пять сайтов, против которых иски будут поданы в первую очередь: kinogol.net, bobfilm.net, kinozal.tv, zerx.tv, intv.ru.
Аналогично собираются поступить и музыкальные правообладатели. Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии (объединяет Sony Music, Universal Music, Warner Music и др.) Леонид Агронов рассказал, что в их списке сейчас 23 ресурса-нарушителя. На эти сайты, по его словам, приходится 95% всех скачиваний и прослушиваний пиратской музыки в Рунете. Первые иски будут поданы против rutor.org, primemusic.ru, buffa.ru и других популярных ресурсов.
Впрочем, представитель РОЦИТ Сергей Гребенников высказывает сомнительность эффективности данных мер: «Тут вопрос в правообладателях. Если бы они были заинтересованы в заработке, они бы не блокировали, а придумывали схемы монетизации контента. А через месяц о фильме, может быть, никто не вспомнит. Например, сейчас мало тех, кто готов заплатить за «Сталинград», а во время рекламной кампании многие хотели бы его посмотреть. Вопрос блокировки контента в интернете не приведет к повышению заработков правообладателей».
Блокировка контента не приведет к повышению заработков правообладателей.
Исполнительный директор REG.RU Светлана Лиенко считает, что эффективность антипиратского закона еще стоит проверить, так как бороться с соответствующими ресурсами будет не так уж и просто: «В общем списке запрещенных ресурсов, подготовленном правообладателями, присутствуют веб-адреса, расположенные в международных доменных зонах, например, .NET. Такие доменные имена могут быть зарегистрированы и обслуживаться у любого регистратора и хостинг-провайдера, как российского, так и зарубежного, и именно от этого будет зависеть, попадет ли такой домен под юрисдикцию российских судов или нет. И даже если домен, находящийся на обслуживании у российского провайдера, будет заблокирован, сайт на нём оперативно может быть восстановлен при помощи услуг зарубежного хостера. Конечно, поправки в антипиратский закон создадут для нарушителей дополнительные сложности, но на данный момент заблокировать интернет-ресурс, находящийся на международном домене, достаточно сложно».
Помимо этого эксперт отмечает, что судебные разбирательства, которые необходимы для запрета того или иного ресурса, весьма затратны, да и могут отнимать много времени.
Не понятным остается и другой момент — будут ли учитываться в качестве «неоднократных нарушений» иски, поданные до первого мая. Юристы в данном вопросе расходятся. Впрочем, даже в случае рассмотрения дела, у держателей площадок нелегального контента остается возможность договориться с правообладателями о, например, легализации контента за отзыв иска. Именно по такому пути готовы работать, в частности, представители музыкальной индустрии.
Напомним, расширенная версия так называемого антипиратского закона вступает в силу с первого мая, который с этой даты расширит свое влияние и на другие виды контента, не затронув только фотографии. Ранее закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространялся только на фильмы.