Битва за интернет в Украине

Битва за интернет в Украине

После стремительного контрнаступления, в ходе которого украинская армия сумела отвоевать огромные территории на северо-востоке страны, туда начали прибывать команды местных техников и инженеров. Надев пуленепробиваемые жилеты и каски на фоне продолжающихся обстрелов, часто в сопровождении украинских солдат, эти рабочие едва дожидаются ухода последних российских военных, прежде чем приступить к работе по восстановлению поврежденных базовых станций и оптоволоконных кабелей, из-за которых сотни городов и деревень оказались отрезанными от новостей о своих семьях и внешнего мира.

Эти упорные усилия по восстановлению интернета и мобильной связи подчеркивают срочность, с которой украинские чиновники относятся к отключению связи на ранее оккупированных территориях. «Первое, что делают русские, когда захватывают эти территории, - отключают сети, - сказал Стас Прибытко, руководитель отдела развития мобильного широкополосного доступа в интернет Министерства цифровой трансформации Украины. - Тогда люди, живущие там, не знают, что происходит в Украине, они не могут позвонить родным, чтобы рассказать о ситуации, они не знают, живы их родственники или нет».

Битва за контроль над интернетом в Украине показывает, что обе стороны рассматривают доступ к сети как критически важное оружие в войне 21-го века. Постоянный поток видео и фотографий из Украины был важнейшим компонентом военных действий, давая миру возможность наблюдать за вторжением практически в режиме реального времени. Действия России по перекрытию доступа к интернету и мобильным сетям оставили живущих в оккупации украинцев в информационном вакууме, который Россия заполнила собственной пропагандой. На протяжении всех боевых действий большая часть доказательств зверств, совершенных российскими войсками на оккупированных территориях, появлялась спустя долгие месяцы после совершения преступлений.

России предпринимала масштабные попытки, стремясь контролировать поток информации. По данным Службы специальной связи Украины, с начала вторжения российские солдаты захватили или уничтожили более 4,000 базовых станций, принадлежащих украинским телекоммуникационным провайдерам, а также захватили или повредили более 60,000 километров волоконно-оптических линий, используемых для интернета. Российские войска также уничтожили 18 вещательных антенн, обеспечивавших теле- и радиосигнал. В некоторых районах южной Украины Россия, похоже, перенаправила интернет-трафик через собственных провайдеров, подвергая их воздействию обширной системы наблюдения и цензуры Кремля.

После этого работники телекоммуникаций стали «невидимыми героями», которых в социальных сетях восхваляют украинские чиновники и жители, отмечая их работу посреди разрухи в знакомых ярких куртках и с логотипами основных провайдеров Украины. Несмотря на продолжающиеся перебои и обстрелы, большая часть страны осталась в сети. По мнению внешних аналитиков, интернет и связь на освобожденных территориях восстановили с впечатляющей скоростью. По состоянию на 13 октября, согласно данным, Министерства цифровых технологий Украины, украинские операторы мобильной связи восстановили 71 базовую станцию в городах и поселках, освобожденных от российской оккупации с начала контрнаступления в прошлом месяце. Еще до завершения ремонта чиновники устанавливают импровизированные точки WiFi, где местные жители стоят в длинных очередях, чтобы выйти в интернет на 15 минут. Ограничения по времени вводятся, чтобы избежать перегрузки слабого соединения.

Эта работа часто сопряжена с риском для жизни техников, работающих на украинских мобильных и интернет-провайдеров. В начале этого месяца автомобиль с 4 сотрудниками «Укртелекома» подорвался на мине в Сумской области, в результате чего 3 человека получили ранения, а водитель погиб. В результате российских авиаударов 10 октября, целью некоторых из них были здания телекоммуникаций, в восточных районах Луганска и Днепра погибли 4 сотрудника украинского департамента по надзору за цифровой инфраструктурой.

Украинские чиновники говорят, что срочность восстановления контроля над сетями Украины очевидна для всех, кто участвует в этой работе. «Восстановительные работы ведутся благодаря действительно героическим усилиям этих ребят, - говорит Прибытко. - Выполнять эту работу все еще очень опасно, но мы не можем ждать, потому что в освобожденных деревнях есть много граждан, которым срочно нужно подключиться к сети».

После вторжения российских войск в Украину в феврале этого года оккупация украинских городов проходила по определенной схеме. После установления контроля их первой остановкой часто становились офисы местных интернет-провайдеров. Там они часто под дулами автоматов захватывали телекоммуникационные сети.

Чтобы не передавать россиянам контроль над местными интернет- и телефонными услугами, сотрудники этих провайдеров иногда уничтожали оборудование, как только становилось ясно, что район окажется в оккупации. Некоторые из этих работников попали в российскую тюрьму, в том числе сотрудники «Укртелекома», одного из ведущих провайдеров страны.

«Россияне пытались подключить свои пульты управления и другое оборудование к нашим сетям, но они не смогли его перенастроить, потому что мы полностью уничтожили программное обеспечение, - заявил в июле генеральный директор «Укртелекома» Юрий Курмаз. - Мы ни за что не будем сотрудничать».

Но многие более мелкие провайдеры были вынуждены работать под российским контролем. Начиная с апреля и мая, наблюдатели за цифровыми технологиями заметили, что некоторые провайдеры в Херсонщине перенаправляют интернет-трафик своих клиентов через крымский филиал российской государственной компании «Ростелком», подвергая их слежке и цензуре Кремля. По словам Лилии Малон, уполномоченного украинского регулятора цифровой инфраструктуры и услуг, к июню около 700 украинских провайдеров контролировались российскими оккупационными силами.

Это часть знакомой схемы действий, говорит Даг Мэдори, директор по интернет-анализу компании Kentik, которая занимается мониторингом производительности интернет-сетей. Россия сделала то же самое, когда аннексировала Крым в 2014 году, проложив подводный кабель через Керченский пролив, который соединил полуостров с Россией и позволил обойти украинские телекоммуникационные компании.

«Успех» российской операции поддается измерению. С момента начала вторжения в конце февраля количество пользователей, подключающихся к интернету в Украине, сократилось по меньшей мере на 16% по всей стране, согласно данным, предоставленным лондонской исследовательской группой Top10VPN. В оккупированных Херсонской, Донецкой и Луганской областях количество доступных IP-адресов сократилось на 81%, 58% и 56%, соответственно, согласно анализу группы, и в Украине было по меньшей мере 276 перебоев в работе интернета общей продолжительностью 19,000 часов.

Ущерб мог бы быть значительнее, если бы не сложная телекоммуникационная инфраструктура Украины, которая опирается на сеть из сотен отдельных мобильных и интернет-провайдеров, говорит исследователь проблем соблюдения цифрового права Самуэль Вудхэмс.

«Децентрализованный характер этой инфраструктуры был также преимуществом, потому что это означало, что российские силы не могли зайти в один офис и отключить целый регион, - говорит Вудхамс. - Таких офисов были сотни, а реальное оборудование было разбросано географически». Хотя это отчасти помогло Украине устоять, «очевидно, это также означает, что придется по частям» возвращать их в строй по одному, добавляет он.

Эта масштабная задача в основном выпала на долю Прибытко, 33-летнего руководителя украинского департамента развития мобильной связи. Он рассказал, что зачастую ему приходится иметь дело с инженерами, которые попадают под артиллерийский обстрел, пытаясь восстановить связь на недавно отвоеванной территории, и сопротивлением местных жителей, которые время от времени возражают против установки вышек мобильной связи. По словам Прибытко, последнее было вызвано заговорами о том, что они вызывают проблемы со здоровьем.

«У нас все еще есть эта проблема, и мы сталкиваемся с ней по крайней мере раз в неделю, - сказал он. - Многие люди до сих пор думают, что это может им навредить».

Этот год должен был стать большим годом для команды Прибытко из 11 человек в Министерстве цифровых технологий Украины, которая планировала начать амбициозные усилия по переходу на использование технологии 5G. Вместо этого они проводят свои дни, пытаясь восстановить хоть какую-то работоспособную связь в некоторых частях страны.

Его команда встречалась с другими правительственными чиновниками в рамках новой рабочей группы, созданной для координации этих усилий с местными властями и провайдерами мобильной связи. Она в срочном порядке проводила оценку безопасности, обеспечивала военное сопровождение в районах, которые еще недавно были заняты российскими войсками, и находила необходимое оборудование на местных складах.

Самой большой проблемой была физическая безопасность ремонтных бригад. Помимо угрозы попасть под обстрел, «минирование базовых станций является большой проблемой», - говорит Прибытко, потому что русские использовали мины, «чтобы избежать быстрого восстановления связи».

В таких случаях бригадам приходится ждать, пока сотрудники Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям очистят территорию, прежде чем они смогут получить к ней доступ. Оценив ущерб и определив, какое оборудование может понадобиться, они пытаются получить все возможное на ближайших складах. Во многих недавно освобожденных районах нет электричества, поэтому для выполнения работы бригады вынуждены пользоваться переносными дизельными генераторами.

Хотя война продолжается, украинские чиновники и интернет-провайдеры говорят, что они уже одержали победу на цифровом фронте. Конкурирующие операторы связи совместно работают над обеспечением роумингового покрытия для украинских пользователей, которые могут переходить из одной сети в другую, если покрытие их провайдера пропадает. Они также сотрудничают в восстановлении разрушенных базовых станций. С начала войны украинский бригады оператора мобильной связи lifecell осуществили более 55,000 выездов для ремонта оборудования, и 92% его сетей в настоящее время работают. «Укртелеком» восстановил работу 87% своих региональных офисов.

«У нас действительно отважные технические бригады и операторы мобильной связи, - говорит Прибытко. - Несмотря на опасность для жизни, они будут продолжать ездить в города и села в зонах боевых действий... потому что они знают важность того, к чему раньше многие относились как к пустяку: позвонить по телефону, просмотреть новости. Такую ситуацию в 21-м веке никто не может себе представить».