Бизнес на фейках на примере теракта в Лас-Вегасе

Бизнес на фейках на примере теракта в Лас-Вегасе

От пуль стрелка по имени Стивен Пэддок, выпущенных по тем, кто пришел на концерт в Лас-Вегасе 1 октября, пострадали свыше 520 человек, погибли не менее 59. Сам Пэддок мертв, его мотивы до сих пор не ясны. Это официально подтвержденные факты. Но они мало интересовали тех, кто сразу после первых сообщений о начале перестрелки распространял слухи и ложную информацию о произошедшем в США событии.
Недостоверные сообщения собрали куда больше кликов в интернете, чем проверенные статьи серьезных изданий. На вопрос, почему фейки распространяются с такой скоростью, и что они приносят их создателям, есть два ответа.

Ложь и алгоритм

Сообщения, содержащие неточную или недостоверную информацию, - это нередко идеологически окрашенные новости, целью которых является убедить читателя в определенной логике событий и склонить его к желаемым выводам. После теракта в Лас-Вегасе особенно активны в том, чтобы распространять такие фейки, были сторонники ультраправых течений в Штатах.

На американском интернет-форуме 4chan, где собираются любители теорий заговора, всю последующую ночь появлялись ложные сведения об исполнителе теракта. Пользователи форума приписывали ему то радикально исламистские взгляды, то называли его левым радикалом, ненавидящим президента США Дональда Трампа. Указывалось другое имя стрелка - некоего Гиари Д., бывшего мужа подруги Пэддока.

Обсуждение на 4chan попало в алгоритм поисковой машины Google и часами находилось в списке "самых интересных", хотя к тому моменту уже было понятно, что это не что иное, как распространение заведомо ложной информации. Аналогичным образом успехом, благодаря Google, пользовалось обсуждение на сайте silenceosconsent.com вероятности того, что стрелок - член антифашистского движения.

Помощь создателям фейков оказывают алгоритмы поисковых машин и социальных сетей. В Google говорят о технической ошибке и обещают исправить алгоритм, чтобы "такого в будущем не происходило".

Facebook и Google легко обвести вокруг пальца

Несмотря на заявления Facebook о намерении разработать алгоритм, который препятствовал бы распространению фейковых новостей, создателям слухов с праворадикального портала The Gateway Pundit удалось обойти правила соцсети и тоже распространить ложные сообщения о теракте в Лас-Вегасе.

Аналогичным образом в социальной сети Facebook распространялись сведения о том, что существовал еще один стрелок. В качестве доказательства использовалось любительское видео. Вопросов к достоверности источника и низкому качеству приводимых аргументов у многих пользователей не возникло. На сайте, созданном для того, чтобы пользователи Facebook могли отметить, что они находятся в безопасности после стрельбы в Лас-Вегасе, долгое время на видном месте висел пост группы, которая называется себя "Новости альтернативных правых".

В этом посте также утверждалось, что стрелок - левый либерал, ненавидящий Трампа. Facebook извинился за распространение фейка.

Наблюдатели считают, что одна из проблем заключается в том, что список топовых тем определяется не редактором, а происходит автоматически. Машина, судя по всему, пока хуже распознает ложные сведения, чем человек.

Как зарабатывают на фейках

Но, помимо идеологического интереса, у создателей слухов и фейковых новостей есть интерес экономический. В даркнете - защищенные соединения интернета - можно обнаружить много предложений о продаже недостоверных сообщений. По данным фирмы Trend Micro, продающей антивирусное оборудование, кампания, которая будет способна вызвать резонанс и спровоцировать уличные протесты, оценивается в даркнете в 200 тысяч долларов.

Дискредитация журналиста стоит 55 тысяч. В пакете, как правило, предлагается набор фейковых аккаунтов и групп в социальных сетях, которые обеспечат достаточное количество лайков и репостов.

Но главный источник обогащения на недостоверной информации - это сбор как можно большего числа кликов в интернете. Это может быть баннерная сеть Google AdSense или другие платформы. Принцип их работы одинаков: вознаграждение за рекламные переходы оценивается не по качеству новости, которая увела пользователя на новую страницу, а по тому, станет ли эта новость "хитом" в интернете.

Как показало исследование Лондонской школы экономики, проведенное в 2017 году, для этого алгоритмы автоматически составляют рекламу с привлекательным заголовком и фотографией, используются наиболее популярные ключевые слова, а содержание самой статьи имеет при этом второстепенное значение. Главный смысл таких статей кроется не в тексте, а в доходах от рекламы, получаемых с каждого зашедшего на сайт пользователя.

Стратегия автоматизированной рекламы создала куда более прямую связь между потенциальным резонансом отдельных статей и экономической выгодой, объясняет профессор Лондонской школы экономики Дамиан Тамбини.

DW