БолеСлав Украины

БолеСлав Украины

Имя Борислава Николаевича Брондукова в титрах почти никогда не значилось первым. Да и яркой внешностью актер явно не блистал. Вот только глаза его как-то невольно запоминались: они оставались серьезными и печальными, кого бы он ни играл. А играл он неподражаемо!…

На свет Брондуков появился в тревожное военное лихолетье. Родился хилым и болезненным. Наверное, потому мама и бабушка нарекли его Болеславом. Имя стало пророческим: на долю Брондукова выпала большая мера, как славы, так и боли. Однако в советских регистрационных книгах такого имени не значилось, и в метрике младенца записали Брониславом.

Начальное образование Болек получал дома и в церковно-приходской школе при римо-католическом костеле. Затем – общеобразовательная школа, Киевский горный техникум, работа прорабом на столичном заводе «Арсенал». Там, в народном театре завода его и настигло призвание. На одном из выступлений заводской самодеятельности молодого актера заметил ректор театрального института им. Карпенко-Карого. Он пригласил юное дарование поступать в театральный, что Брондуков и сделал, без сожаления расставшись с заводом.

Зрители запомнили Брондукова, в основном, по комедийным ролям, хотя на его счету очень много самых разных образов, совершенно не похожих друг на друга и, порой, далеко не смешных. Первой наградой Бронислава Николаевича стал диплом III Всесоюзного кинофестиваля за роль вора в картине «Каменный крест». Герой Брондукова попадается с поличным в руки хозяев. Они его прощают, всю ночь с ним едят и пьют, а наутро — казнят.

Предложения сниматься посыпались на него как из рога изобилия, отнюдь не в эпизодических ролях. Но реакция актера оставалась неизменной: «Я всегда отказывался от главных ролей, причем запросто». До сих пор многие работники кино, да и просто зрители, зная, что актерского таланта Брондукова хватило бы на десятерых, удивляются, почему он не играл первые роли.

Наверняка, не обошлось тут без природной скромности актера, который не переоценивал своих внешних данных. Да и отсутствие партбилета не очень то располагало госчиновников утверждать Борислава на вершину картины. А может быть это был, своего рода, протест против огромной машины тоталитарного режима под названием СССР, где каждый гражданин был всего лишь маленьким винтиком, ничего не стоящим и никому не нужным?

Так или иначе, Брондуков был всегда востребован, причем в Москве чаще, чем на родине. Работа занимала у него уйму времени, — Борислав Николаевич снялся в сотне фильмов, — оставляя для личной жизни крохи, которые его близкие разделяли с радостью. Жена актера, Екатерина Петровна, в свое время, ради семьи оставила успешную карьеру киноактрисы, полностью посвятив себя дому. Это было необычайно сложно: ждать, когда из далекой столицы вернется любимый, чтобы, через короткое время, снова умчаться на съемки. В одном из интервью она рассказывала, как сыновья актера, Костя и Богдан, встречали отца криком: «Ура! Папа в командировку приехал!»

Для Брондукова, безумно любившего свою семью, такая жизнь тоже была, своего рода, испытанием. Ведь с 1968 по 1994 для него не было ни одного года без съемок. Он продолжал сниматься даже после второго инсульта, когда артисту стало трудно говорить – его роль озвучивали уже другие актеры. Но какими бы не были нагрузки, он выкраивал время, чтобы вырваться в Киев. А дома любил мастерить мебель, готовить или просто погулять с детьми, что неизменно приносило ему огромную радость и давало эмоциональную разгрузку от бешеного темпа работы.

Свою первую супругу Марину Бронислав Брондуков встретил на съемках фильма "Бурьян". Она была звукооператором. Поженились они быстро. Но буквально через месяц актер понял, что у Марины не все в порядке со здоровьем. Она часто оказывалась в больнице. У нее диагностировали психическое заболевание. Брондуков сильно переживал, а потом запил. Супругов развели через суд. По сути, вместе они прожили всего один месяц. В то время Брондукову было 30 лет.

А потом он встретил Екатерину, молодую девушку, мечтающую стать актрисой, которая стала его музой, путеводной звездой и самым близким человеком на свете в последующие 35 лет.

Екатерина Брондукова вспоминает:

- Когда у мужа случился первый инсульт, ему было 46 лет, а мне 34. И хотя тогда он довольно быстро выкарабкался, я молила Бога только о том, чтобы он оставил мужу жизнь.

После второго инсульта мне было очень тяжело, но, когда я держала его живую руку в своей, мне ничего не нужно было. Скажу больше: последний раз я жила интимной жизнью с Борей в 1993 году. А ведь я всегда была живая, темпераментная женщина. Но вот муж заболел, и ценности поменялись - что значит секс по сравнению с человеческой жизнью?


Какой роман? Я ни на кого даже смотреть не могла, для меня мой муж - первый и единственный мужчина. Моя совесть чиста: я ни разу не изменила ему даже в мыслях.

Британские кинокритики единогласно признали советскую экранизацию приключений Шерлока Холмса самой удачной, а их всего — более двадцати. Этой высокой оценке немало поспособствовал сам Брондуков, сыгравший инспектора Лестрейда. Английские зрители в солидарности с критиками сочли актерскую работу Брондукова блестящей.

А вот какой курьезный случай произошел на съемках «Афони». Дело было в ресторане одной из московских гостиниц. Бронислав Брондуков вышел из помещения на перекур, а обратно зайти не смог: охрана, приняв актера за обычного пьяницу, отказалась его впустить. И только усилиями всей съемочной группы актера удалось вернуть на съемочную площадку.

А сам Брондуков шутки ради проверял в городском транспорте билеты, выдавая себя за контролера. И люди верили, а когда узнавали, смеялись и просили автограф. А почему так происходило? Да потому что близким человеком был артист, который играл узнаваемых, живых людей со своими положительными и отрицательными сторонами характера.

В «Спортлото – 82» перед нами Брондуков – начальник турбазы, человек с большими полномочиями и связями, но под каблуком у собственной секретарши. Высокое положение и моральное ничтожество — две крайности, воплощенные в одном персонаже.

А кто не помнит «Мы из джаза»? Здесь Брондуков — бомж, которого уговаривают сыграть роль знатока музыки, «капитана Колбасьева», чтобы вдохновить лидера джаз-бэнда. Мнимый моряк соглашается на авантюру, но в последний момент его чувство собственного достоинства перевешивает корысть.

Способность раскрыть человека со своими сильными и слабыми сторонами и при этом вызвать у зрителя не столько гнев и презрение, а жалость — вот на что способен талант, которым Господь так щедро наделил Борислава Николаевича. Жизненная правда снова и снова заставляет нас поверить творческим работам Брондукова. Образы, которые он воплощал на экране, легко узнавались людьми в своих соседях, сослуживцах, просто прохожих, реальных личностях. И даже работая над самыми негативными типажами, Брондуков умел раскрыть душу героя, в какой бы грязной и непривлекательной оболочке она не находилась. Умение найти положительные черты в отрицательном персонаже и с любовью обличить то зло, которое извращает человеческую сущность — вот воистину сложнейшая задача, с которой справлялся гениальный актер. И, глядя на его игру, как не вспомнить гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Но какой ценой давались эти победы Брондукову? Что чувствовал неунывающий весельчак за кулисами представления? Его друзья-актеры вспоминали, что, уединяясь, Борислав пел грустные, тягучие песни, плакал...

О чем тужил всесоюзный любимец? Великому актеру было о чем грустить. Борислав, душа компании, чувствовал пустоту, которую не могли заполнить земные страсти. Играя трагедии маленьких людей, брошенных на дно общества, он словно сам переживал их судьбу. И каждая сыгранная артистом чужая жизнь словно укорачивала его собственную. Он просто сгорал, словно свеча, в служении людям. Вот почему, возвращаясь в Киев, Брондуков первым делом шел в храм, где находил покой своей душе.

После второго инсульта Брондуков реже посещал церковь из-за большой слабости, но он старался. Когда стало хуже, жена Екатерина привозила его на инвалидной коляске, чтобы он мог, как и в прежние времена, сделать обход храма в молитве, исповедаться и причаститься. Когда же состояние настолько осложнилось, что Брондуков перестал двигаться, мы со священниками ездили к нему домой, чтобы совершить обряд молитвы с елеепомазанием».

– Я бросила киностудию. Решила, что не оставлю Бронечку и буду всегда рядом. Никогда от него не отходила. Даже в больнице вместе лежали. Он считал меня своим спасением. Когда Бронечка отдыхал, я шила одежду на продажу. Старший сын устроился на работу в казино, а младший, Богдан, мыл машины. Так и жили, считая каждый грош. Не дай бог кому-нибудь пережить такое!

Единственным местом, где депрессия и тоска отпускали больного актера, был сад. Во дворе дома, у вишенки, он мог сидеть часами.

– Язык отнялся, Броня уже практически не говорил. Все больше молчал и плакал. Просьбы его я чувствовала на уровне инстинкта, умела читать по глазам. Я говорила: «Бронечка, мне так тяжело, пожалей меня!» Он обнимал меня крепко за плечи, и так мы сидели молча, тихо плакали…

Последние годы жизни были особенно тяжелыми для семьи Брондуковых: постоянная нужда и борьба с болезнью забирали остаток сил, истощали скудные запасы. Но вот пришло время расставания. 10 марта 2004 года Борислав Николаевич Брондуков ушел к своему Господу, до конца уповая на Его милосердие. Заупокойную службу отправили в костеле Св. Александра как за Болеслава — имя, нареченное при крещении.

– Все часы в доме в тот момент остановились, – вспоминает Екатерина Брондукова. – За год до смерти нам подарили огромные настенные часы. Их ход был слышен в каждой комнате, но в тот ужасный момент они затихли вместе с его дыханием…

Так закончился жизненный и творческий путь выдающегося актера кино. Но остались фильмы с его участием: лирические, комедийные, драматические. И снова на нас с экрана смотрит опустившийся и никому не нужный человек, в глазах которого словно читаешь заповедь Христову: «Не судите, да не судимы будете». И на сердце становится теплее, а в соседе-пьянице видишь уже не пропавшую, но драгоценную в глазах Божьих душу, которая остро нуждается в спасении...

Спасибо тебе, за наши открытые глаза,  Болеслав! Жаль, что твоя родина позволила тебе жить в нищете и боли. Спасибо, Господи, что рядом была любимая женщина, преданная до конца.

Источник