"Борис Акунин, безразличный ему футбол и сборная Исландии" - Евгений Киселёв

"Борис Акунин, безразличный ему футбол и сборная Исландии" - Евгений Киселёв

Очередного чуда на ЕВРО-2016 не произошло.
В последнем, воскресном четвертьфинале Франция выиграла у главной сенсации чемпионата, сборной Исландии со счетом 5:2.

Не сбылось предсказание лондонской «Телеграф», пророчившей, что эта игра будет для французов тяжелой и нервной, и лишь в дополнительное время они вырвут победу. Сборная Франции, показала, наконец, свой фирменный, техничный, атакующий футбол и уже в первом тайме четырьмя красивыми безответными голами, по сути дела, обеспечила себе победу в матче.

В футболе часто бывает, что порядок бьет класс, и слаженная командная игра приносит победу аутсайдерам, явно уступающему фаворитам в индивидуальном мастерстве. Но на этот раз класс побил порядок.

Хотя, справедливости ради, надо сказать: игроки сборной Исландии боролись до последней минуты, и во втором тайме забили два мяча — против одного у французов. Стыдно за исландцев не было. Они — несмотря на поражение — герои этого чемпионата. Национальные герои.

Напомню: еще на отборочном этапе Исландия выбила из розыгрыша бронзовых призеров последнего чемпионата мира — голландцев, обыграв их и дома, и в гостях, а в финальной стадии первенства во Франции сперва сыграла вничью с португальцами и венграми, потом победила сильную команду Австрии и, наконец, преподнесла главный сюрприз — в 1/8 финала обыграла Англию, где футболистов зарегистрировано полтора миллиона — в пять раз больше всего населения Исландии, и попала в число восьми лучших команд.

Этот успех самой северной страны Европы, страны с суровым климатом и долгой темной зимой, где людей живет меньше, чем в российском Белгороде или украинской Виннице — немой укор всем странам, большим и не очень, чьи сборные бесславно выступили во Франции. В том числе — сборная России.
Специально оговорюсь: сборная Украины тоже особых лавров не снискала, проиграв все три матча, но все же неплохо играла в первом тайме матча с Германией, и отчаянно пыталась бороться в игре против Польши, хотя результат уже ничего не решал. Российская же сборная выглядела просто ужасно. Беспомощно, безвольно, бездарно.

В этой связи у меня давеча случилась заочная полемика с Борисом Акуниным. На киевском Радио Вести, где я каждую неделю выступаю в программе наподобие «Особого мнения», меня попросили прокомментировать запись Акунина в Фейсбуке, которую я позволю себе привести полностью:

«БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ЯКО ТИИ УТЕШАТСЯ

Я совершенно равнодушен к футболу. Делать из беготни с мячом Большое Государственное Дело всегда считал злонамеренным идиотизмом.
Но волна горя и самобичевания, захлестнувшая френд-ленту, ранит мое сердце.
Не разделяю, но сочувствую. И хочу сказать вам, братья и сестры, слово тихое, проникновенное. Успокойтесь и смиритесь. Россия никогда не будет великой футбольной державой. Как и Швеция, Норвегия, Финляндия или Канада. По той простой причине, что в северных странах мальчишки могут гонять мяч во дворе только полгода — в два раза меньше, чем в странах бесснежных.
Не болейте за футбол. Это мазохизм. Если очень уж хочется национально гордиться ерундой, переживайте за хоккей. Тут у наших мальчишек железное преимущество перед Уэльсом, не говоря уж о Бразилии с Италией».

Это было написано до того, как Исландия сенсационно победила Австрию и вышла в следующий круг, где ей предстояло обыграть еще и великую футбольную державу — Англию и тем самым опровергнуть писателя. Но уже тогда я осмелился выразить некоторое несогласие с суждениями Бориса Акунина, глубоко уважаемого мною и нежно любимого еще со времен совместной учебы в Институте стран Азии и Африки при МГУ, когда он был еще только Григорием Чхартишвили.

Вот, кстати, что касается Азии и Африки — большинство расположенных там стран обладают климатом, который позволяет играть в футбол на открытом воздухе целый год — но лишь несколько из них добивались относительно скромных успехов на чемпионатах мира.

В отличие, кстати, от холодной Швеции, которая доходила и до финала, и до полуфиналов чемпионатов мира, хотя, конечно, едва ли могла стать великой футбольной державой, наподобие Бразилии, Италии, Аргентины, Испании или Германии. Кстати, в Германии погода не такая уж теплая. Да и в той же Аргентине зимой бывает дождливо и холодно, а есть места, где снег вообще лежит по колено.

На самом деле, давно доказано, что нет прямой связи между климатическими условиями и уровнем футбола в той или иной стране. Успех Исландии на нынешнем первенстве — лишнее тому подтверждение.

Зима зимой, но сертифицированных УЕФА профессиональных тренеров в Исландии в тридцать раз больше, чем в Англии. В Исландии построено 20 открытых и 15 закрытых полей, не считая еще множества площадок для мини-футбола. За последние годы создана многоступенчатая система поиска — при поддержке государства — талантливых детей, из которых могут получиться хорошие футболисты.

Такая система когда-то худо-бедно работала и в СССР. И в результате, несмотря на долгую зиму, сборная Советского Союза и чемпионом Европы была, и второе место занимала трижды, и еще два раза (последний раз — сравнительно недавно, в 2008 году, когда это уже была сборная России) доходила до полуфинала. На чемпионатах мира несколько раз показывала неплохую игру — это, правда, было очень давно.

Проблемы сборной начались примерно тогда же, когда стала испытывать трудности и вся советская экономика. Когда началось стремительное отставание СССР от Запада по уровню и качеству жизни, по развитию передовых отраслей промышленности, образования, науки, технологий.

Давно ушли в прошлое те времена, когда футбольные успехи страны могли быть результатом мобилизационных усилий, предпринимавшихся диктаторскими режимами вроде Муссолини в Италии, Франко в Испании или военной хунты в Аргентине. Сегодня все великие футбольные державы до единой — процветающие демократические страны с высоким уровнем доходов на душу населения. Как правило, члены ЕС и НАТО.

Возьмем, для примера, Хорватию — и Краснодарский край. Расположены на одной северной широте в 45 градусов — Хорватия на Адриатике, Краснодарский край — на Черном море. Примерно равны по площади и численности населения. Хорватия даже немного меньше. Жителей там всего 4 миллиона человек с небольшим. И она — если не великая, то, как минимум, весьма сильная футбольная держава.

Достаточно посмотреть на состав хорватской сборной. Двенадцать ее игроков выступают за сильнейшие клубы Испании, Италии, Франции, Германии. В том числе двое — Модрич и Ковачич — за победителя Лиги чемпионов этого года, мадридский «Реал». Ракитич — за чемпиона Испании, «Барселону». Манджукич — за чемпиона Италии, «Ювентус».

Где, спрашивается, в таком же количестве выдающиеся футболисты с Кубани? Почему они не выступают за сильнейшие европейские команды? Не знаю, я не специалист. Но очевидно: в российском футболе катастрофически мало игроков, имеющих опыт игры в сильнейших европейских первенствах, где совершенно другой уровень профессионализма и ответственности футболистов за свою работу. Где — это видно невооруженным глазом — игроки в каждой встрече сражаются до последних секунд матча, выкладываясь на все сто процентов своих возможностей.

Кто-нибудь скажет: да ладно, что ж Хорватия тогда вылетела в одной восьмой? Отвечу — вылетела в результате обидного поражения от португальцев, которые не были сильнее. Просто не повезло. Такое тоже бывает. Это все-таки игра. Как говорят футболисты, мяч круглый.

Из истории футбола известно, что на чемпионатах Европы периодически — на каждом третьем или четвертом первенстве — случаются неожиданности.

Евгений Киселёв