Британский премьер Дэвид Кэмерон в результате торга, длившегося два дня почти без перерыва, убедил остальной Евросоюз и получил для Британии даже немножко больше, чем требовал до саммита ЕС.
Теперь премьер-министр, вернувшись домой, может в соответствии с прошлогодними предвыборными обещаниями объявить референдум о выходе или не-выходе из ЕС - и объяснять согражданам в ходе кампании, что голосовать за выход из Евросоюза уже не надо.
Кэмерон добился от участников саммита ЕС в Брюсселе согласия на то, чтобы Британия не платила полностью все пособия новым иммигрантам из других стран ЕС в течение семи лет - хотя до саммита британский премьер говорил о четырех годах.
Удовлетворены и остальные требования Британии,
суть которых - закрепление в документах особого статуса Соединенного
Королевства в ЕС и его права не участвовать в дальнейшей политической и
экономической интеграции союза.
Сорокачасовые переговоры
"Британия никогда не станет частью европейского супергосударства", - торжественно заявил журналистам лидер страны, которая и так, будучи членом ЕС, не входит ни в зону евро, ни в Шенген.
При этом для человека, сделавшего за последние двое суток всего один примерно пятичасовой перерыв в напряженных переговорах, окрыленный Кэмерон выглядел удивительно бодро.
"Теперь нам предстоит работать над тем, чтобы обеспечить безопасность и процветание Британии в составе реформированного союза", - объявил британский лидер, имея в виду подготовку к референдуму.
Предполагается, что Кэмерон объявит о голосовании уже в понедельник, назначив его на 23 июня.
Канцлер Германии Ангела Меркель на своей пресс-конференции по итогам саммита сказала, что, по ее мнению, эти результаты поспособствуют положительному для ЕС итогу референдума."Мы считаем, что Дэвид Кэмерон получил от нас такой "пакет", который позволит увеличить число британцев, намеренных проголосовать за то, чтобы страна осталась в ЕС", - сказала Меркель.
Второе главное действующее лицо на этом брюссельском саммите, президент ЕС Дональд Туск, на итоговой конференции выглядел намного менее свежим, чем Кэмерон.
"Эти сорокачасовые
переговоры понадобились нам для того, чтобы не допустить дискриминации
граждан ЕС", - слегка запинаясь и даже делая небольшие ошибки в
английском, завершил поляк Туск короткую пресс-конференцию, которую он
начал с объяснения, что приоритетом для Брюсселя на этих переговорах
было сохранение Британии в составе Евросоюза.
Что удалось отстоять Кэмерону
Согласно документу, одобренному президентами и премьерами всех 28 стран ЕС, Британия получит право не платить пособия - сначала вообще никаких, затем лишь некоторые - вновь прибывшему гастарбайтеру из другой страны ЕС в течение четырех лет с того момента, как он получит работу.
Причем это право Британия получит на семь лет - с 2017 до 2023 года включительно. Причем это право получит не только она - в документе говорится о всех странах ЕС.
Изначально, на переговорах Кэмерона с ЕС до саммита, речи об этом семилетнем периоде не было. Однако в ходе встречи Кэмерон поднял ставки, затребовав права не платить все пособия в течение семи лет и затем при необходимости продлить это эмбарго еще дважды на три года.
Всем странам Евросоюза будет разрешено индексировать детские пособия на остающихся на родине детей иммигрантов "в соответствии с уровнем жизни в стране союза, где проживает ребенок". При этом до 2020 года эта индексация будет касаться детей вновь приезжающих иммигрантов из ЕС, а с 2020-го - всех.В документ включен и символически важный пункт о том, что Британии не касается декларированная остальным Евросоюзом постоянно углубляющаяся интеграция ("ever-closer union").
"Признается, что Соединенное Королевство, учитывая его особое положение в соответствии с Договорами, не несет обязательств относительно дальнейшей политической интеграции в Европейский Союз", - говорится в документе.
Это положение будет включено в следующие редакции основополагающих документов ЕС.
В
документ вошли и пункты о взаимном уважении и учете интересов стран
еврозоны и стран ЕС, не желающих в нее входить, и о том, что последние
не должны участвовать в расходах на поддержание стабильности еврозоны.
Саммит ЕС закончился так, как и предсказывало большинство европолитиков и наблюдателей: 27 стран ЕС, выразив обеспокоенность, озабоченность, а то и возмущение требованиями Британии, в итоге согласились, что ее выход из ЕС - гораздо большее зло.
Права оказалась президент Литвы Даля Грибаускайте, которая, приехав на саммит, выдала предсказание-афоризм: "Тут у каждого будет своя драма, а потом мы обо всем договоримся".
Но ожидание результата действительно было немного напряженным. Весь вечер четверга, ночь и дальше до позднего вечера пятницы сотни журналистов, собравшихся во дворце "Юстус Липсиус", питались - и кормили свои аудитории - довольно скудными сведениями из "источников" и "кулуаров".
Большая часть "кулуаров" выглядела так: в огромный атриум дворца, где работала пресса, выходил очередной дипломат или политик и рассказывал слетевшейся стае репортеров, что пока ничего конкретного сказать не может, но все стороны преисполнены доброй воли, и потому соглашение с Британией вот-вот будет готово.
Утром приходил словацкий премьер Роберт Фицо - сказал, что стороны напряженно работают и обязательно скоро договорятся.
Примерно в то же время зашел эстонский премьер Таави Рыйвас - напомнил, что от выхода Британии из ЕС не выиграет никто.
Один из главных переговорщиков с Кэмероном, бельгийский премьер Шарль Мишель, написал в "Твиттере", что надеется на подписание соглашения уже сегодня.Потом Шарль Мишель вышел в атриум к прессе, вокруг него собралась большая, тесная толпа и долго слушала, как он не говорит ничего нового.
Все это время, до вечера, шли так называемые
"двусторонние встречи", а пресс-секретарь Дональда Туска, датчанин
Пребен Ааманн, методично сообщал в "Твиттере" о переносе начала общего
заседания, на котором участники саммита должны были завизировать готовый
документ.
Поздний английский ужин
Сначала, с вечера четверга, эта будущая встреча за столом с едой неформально называлась "английский завтрак". Потом она стала "английским ланчем". Затем затянувшийся торг превратил ее в "английский ужин". В итоге и на ужин участники саммита собрались довольно поздно, в десятом часу вечера.
Но это уже воспринималось как удачный исход. Потому что, по сведениям из тех же "кулуаров", чиновникам и сотрудникам Европейского Совета уже было рекомендовано готовиться к работе в субботу.
Теперь в субботу соберется британский кабинет, где Дэвид Кэмерон ознакомит коллег с плодами своей брюссельской победы и, как ожидается, примет с ними решение об объявлении референдума.