На днях одна из самых влиятельных британских газет The Guardian вышла с заголовком «Российская элита должна раскрыть, каким образом она приобрела недвижимость в Великобритании, — говорят депутаты парламента».
Речь идет о том, что британские власти намерены принять свой вариант американского закона Магнитского. В этом случае недвижимость, которая, как предполагается, приобретена за «грязные деньги», может быть конфискована. В этой связи The Guardian опубликовал «фотографическую схему», на которой изображено месторасположение крупнейших объектов жилья, принадлежащих либо российским олигархам, либо российским чиновникам. По данным британских СМИ, примерная стоимость этих объектов, как правило в Лондоне, достигает 1.1 млрд. фунтов стерлингов. Хотя, как предполагают эксперты, на самом деле, эта сумма гораздо выше — вполне возможно, что есть еще недооцененная недвижимость или недвижимость, приобретенная на имя подставных лиц, а также существующих или несуществующих компаний.
Как сообщается, меры, направленные против российских олигархов и высшего чиновничества, связаны также также с требованием, исходящим от высокопоставленных лейбористов и либеральных демократов: они настаивают на жестком ответе на отравление Сергея Скрипаля.
В частности, Винс Кейбл, лидер партии либеральных демократов, отметил, что в прошлом году был принят на вооружение специальный правовой механизм, получивший название «указов, касающихся необоснованных доходов» или «материальных ценностей, приобретенных на неизвестные средства».
Введение подобного механизма позволило британским правоохранительным органам арестовывать (а в каких-то случаях и конфисковать) те объекты недвижимости, которые приобрели их зарубежные владельцы, используя доходы неясного (необъясненного) происхождения, или замораживать принадлежащие этим людям активы.
По словам Кейбла, властям следует ужесточить порядок применения данного механизма, а именно, владелец имущества (недвижимости) в Великобритании, который может считаться политически весомым лицом за пределами ЕС, должен объяснить суду, каким образом и на какие средства он приобрел то или иное жилье или поместье. В качестве примера Винс Кейбл привел Игоря Шувалова, заместителя премьер-министра РФ. Этому человеку принадлежат две квартиры в Уайтхолле, расположенные возле Министерства обороны Великобритании. Общая стоимость этих квартир составляет 11.4 млн. фунтов стерлингов, и приобретены они компанией, зарегистрированной на имя Шувалова, что подтверждает Алексей Навальный. «Самое интересное, — говорит Кейбл, — что, согласно представленной Игорем Шуваловым в 2014 году декларации о доходах, его официальная заработная плата за год составила… 112 тысяч фунтов стерлингов».
На представленной в газете схеме, которая больше напоминает раскинутую гигантским пауком сеть, можно увидеть, что имущественные активы Игоря Шувалова меркнут по сравнению с активами Романа Абрамовича (90 млн. фунтов стерлингов), Алишера Усманова (48 млн.), а также Андрея Гончаренко (176.5 млн.); впрочем, пальма первенства принадлежит Андрею Гурьеву, чья недвижимость в районах большого Лондона — Хайгейт и Воксхолл – оценивается в 351 млн. фунтов стерлингов.
«Премьер-министр должен потребовать от этих олигархов, — подчеркнул Кейбл, — которые, безусловно, должны считаться политически весомыми лицами, объяснения в письменной форме, каким образом они заработали свое состояние. Если же объяснения не будут даны или их сочтут неудовлетворительными, власти должны тотчас наложить арест на имущество этих людей».
Джон Макдоннелл, британский политик социалистического толка, один из лидеров левого крыла Лейбористской партии, назначенный в сентябре 2015 года теневым канцлером казначейства, заявил, что «российскую элиту необходимо ударить по карману». По его мнению, «партия лейбористов считает, что пришло время назвать все своими именами, и, в частности, сказать правду об олигархах, которые, по сути, обирают русский народ и используют британский финансовый сектор, чтобы скрыть свои доходы, добытые нечестным путем».
Газета The Times цитирует заместителя министра внутренних дел Британии Бена Уоллеса, утверждающего, что в поле зрения правоохранительных органов на данный момент находятся десятки лиц, которых есть все основания подозревать в организованной преступности, коррупции, а также отмывании капитала.
Лейбористы в связи с этим требуют от правительства выполнить обещания, данные в свое время Дэвидом Кэмероном и ускорить введение регистров государственной собственности на британских Виргинских островах, заставив, тем самым, тех, чьи имущественные активы в Великобритании оформлены через оффшорные компании, идентифицировать себя.
Применение этой меры планировалось начать с 2021 годом, однако, учитывая сложившуюся ситуацию, лейбористы требуют сделать это как можно быстрее.